24 сентября 2009 15:02

Татьяна Чичкалюк: «Наши туристские территории не менее привлекательны для развития, чем другие, которые сегодня пользуются успехом»

В преддверии Всемирного Дня туризма и Дня туризма в Украине, который Украина и весь мир будут отмечать 27 сентября, начальник управления по вопросам внешних отношений, внешнеэкономической деятельности, европейской интеграции, туризма и курортов Николаевской облгосадминистрации Татьяна Чичкалюк рассказала изданию «Бизнес-новости Николаева» о развитии туристической сферы в Николаевской области и о проблемах, которые в ней существуют.


-Какова общая ситуация в сфере туризма на сегодняшний день?

 

-Во многих странах туризм – это весомая выверенная временем  отрасль экономики, а это главное. Потому что экономика – это, прежде всего, вливание в национальные бюджеты, это серьезный рост ВВП. К сожалению, в Украине туризм не определен как отрасль. У нас нет документа, в котором сказано, что это отрасль народного хозяйства. В Законе «Про туризм» сказано, что это сфера деятельности. Но правильнее было бы говорить, что это отрасль экономики, ведь туризм несет за собой финансовые потоки. Но я думаю, что это придет.

Хотя говорить о туризме исключительно как об экономической отрасли неправильно. Потому что туризм  - это не только экономическая, но и социально направленная отрасль. Хочется, чтоб понимание отрасли было не постсоветское: рюкзак и свежий ветер, хотя это в том числе. Сегодня туризм позволяет получить эмоцию от знакомства с  новыми территориями, от новых знаний, от новых вкусов, от новых прикосновений, от новых знакомств. Вообще, что такое туризм? Каждый человек, не зависимо от того, на каком континенте он живет, устроен по одним и тем же законам. Прежде всего, ему необходимо удовлетворять физиологические потребности.  Но также у человека есть потребности и другого плана.  Ему нужны еще эмоции, причем не те эмоции, которые он получает каждый день. Самые сильные эмоции возникают от новых встреч, от эмоциональных прикосновений. Очень важно, что туризм заставляет человека посмотреть на мир «другими глазами».

Для большинства развитых стран, которые уважают свой народ, - это сфера привлечения не только людей, денег, но и возможность рассказать о себе, возможность поделиться теми чувствами, которые там рождаются. Мы понимаем, что это нужно, смотрим на экономику других стран, понимаем, что это экономически выгодно.

 

-Насколько сложной является процедура лицензирования туристической деятельности?

 

- Государство заставляет лицензироваться отрасль не для того, чтобы создать какое-то препятствие. Я согласна, что туризм нужно в обязательном порядке лицензировать, так как деятельность связана с вопросами ответственности за здоровье и жизнь людей. Стоимость лицензии копеечная, но выдерживание условий лицензирования очень жесткое. В обязательном порядке нужен образовательный уровень, обязательное специальное образование, обязательный офис, обязательная финансовая гарантия банка для больших туроператоров под 20 тысяч евро, под маленьких – 2 тысячи евро. Понимаешь меру ответственности, когда проходишь эти ступени. В туризме человек на эмоциональной волне и в преддверии своего рода чуда отдает на время  свое здоровье и жизнь в руки организаторов туристического действа, а поэтому и важно, чтобы за дело брались настоящие профессионалы, это для того, чтобы и чудо сбылось, и все остались живы и здоровы, потому как в туристический пакет всегда входит транспорт, питание, аттракции.  Если говорить о том, чтобы отказаться от лицензий, я сторонник того, чтобы лицензирование сохранилось.

 

-Что такое туристический продукт, и каким он должен быть сегодня?

 

-Классическая туристическая услуга состоит как минимум из 3-х частей. Это, прежде всего, разнообразные  заведения, которые оказывают временную услугу размещения. Объекты, которые предоставляют услуги питания – это второй сегмент. Само путешествие – это перемещение, а турист – это человек, который на определенное время оставляет свое постоянное место жительства с целью путешествия более чем на 24 часа.  Поэтому возникает третий сегмент – это транспорт. Подсегмент – это аттракции, которые буду предложены туристу на месте отдыха или во время самого путешествия.

Туристические предприятия и должны скомпоновать  все эти услуги, тогда это будет туристический продукт. С этим продуктом, и ни с чем больше, они выходят на туристический рынок. А рынок – это уж искусство не только формировать, но и презентовать для продажи свои продукты. В туризме любая услуга должна иметь характеристики товара. Она имеет стоимость, место оказания, место реализации, а что самое важное, в туризме очень четко расписан хронометраж. Каждая минута, час, день – это полученные или утерянные деньги за услугу. Это не товар, который если сегодня не продан, то будет продан завтра.

Туризм – это явление глобальное, у него нет границ.  Наши туристские территории не менее привлекательны для развития туризма и отдыха, чем другие, которые пользуются сегодня успехом. Но нам нужно создать соответствующую инфраструктуру. Потом ее наполнить интересом, потом вынести это на рынок, найти реализаторов этой услуги, а потом можно сказать -  «да, в Украине есть внутренний туризм».

 

-Какие проблемы существуют в сфере туризма сегодня?

 

-Прошлый год был назван годом туризма в Украине. Для тех, кто этим занимается, мы старались создать праздник. Было проведено целый ряд массовых мероприятий, праздничных выставок, презентаций. Наши заслуги были замечены и поощрены на разных уровнях. Но к сожалению, на уровне государства не произошло ожидаемых изменений, причем они не произошли ни на законодательном уровне, ни в поддержке становления туризма, как индустрии.  Однако сказать, что мы стоим на месте тоже нельзя.  Некоторые наши туристические предприятия – законодатели туристической моды в Украине. Я очень этим горжусь. Сегмент туристического рынка – Николаевский регион  – достаточно известен. И это при том, что мы  начинали не в равных условиях с другими областями: закрытость города, закрытость территории. Мы имеем море, горы, мы имеем возможность проводить квалификационные горно-спортивные соревнования 3-4 степени сложности.

Свою же задачу мы видим в следующем - нам нужно создать такие туристско-рекреационные территории, где бы туристические предприятия могли создать свою инфраструктуру, или же будут созданы объекты хозяйствования, которые и будут предоставлять услуги временного размещения, питания, аттракции. Тогда уже турфирмы придут и воспользуются этим. Отсутствие концентрированной туристической услуги приводит, к сожалению, к тому, что в Украину не зашел еще ни один международный туроператор, который пользовался бы услугами внутреннего туризма. Мы «непонятны». Мы не систематизированы. Мы не укладываемся в международные нормы и стандарты. Мы зачастую не соблюдаем законы как свои, так и международные. Структурированная туристическая деятельность в Украине сегодня на грани становления.

Потеряна тема государственной маркировки туристических  маршрутов, потеряна схема стандартизации этой услуги. Нет последовательности в формировании государственной политики в вопросе изменения вектора основных направлений туристической деятельности от выездного к внутреннему и въездному. Ни в одной стране мира нет такого понятия, как НДС на въездную туристическую деятельность. Люди сюда приезжают с деньгами, их надо встречать с калачом, а наши туристические предприятия, которые завозят сюда этих людей, платят с этого НДС. Это же не нефть, это не газ. Это структура, которая занимается экспортом услуги, не выходя за территорию. Сегодня адекватная  государственная политика и действия со стороны государства  по развитию туризма не отвечают запросам сегодняшнего дня.

 

-Что нужно сделать, чтобы мы стали «понятными»?

 

-В туризме есть такое понятие как «страны пассивного туризма» и «страны активного туризма». Страны активного туризма – это те, которые принимают туристов. Пассивные – те, которые со своей территории вместе с деньгами отправляют туристов «возбуждать» экономику других регионов и других стран. 

Украина показывает в последние годы 0,03% преобладания въезда над выездом, но у нас даже  статистика ведомственная.

Сегодня  серьезные международные операторы научили наших туроператоров и агентов реализовывать свои туры на выезд,  но это не «хотение» и не желание, это строгие экономические просчеты и технологии. Таких технологий украинский бизнес пока  не имеет.

Туризм - дорогая отрасль и для тех, кто пользуется ее услугами и для тех, кто их организовывает. Чтоб работать в туризме, нужно быть действительно специалистом, потому что большинство вопросов требуют хорошего знания, начиная от специальных технологических схем, иностранных языков, до высокой способности коммуникации.

 

-Какова перспектива создания новых территорий, интересных для туристов, в Николаевской области?

 

-Строя политику управления в области по созданию туристических территорий, мы пошли от того, что в  Николаевской области  достаточная зона территорий природоохранного и природозаповедного фонда деятельности. Поэтому мы выделили один из региональных брендов - создание туристической инфраструктуры на территориях объектов природоохранного и природозаповедного фонда. Мы плотно и плодотворно работаем с парками, и поэтому сегодня мы можем сказать, что практически все парки имеют возможность показать себя. Очень долго и очень сложно было ломать стереотипы. Ведь нам надо четко сказать, сколько  будет стоить услуга, сколько времени она  займет, сформировать, и вынесите на рынок - пробовать продать.

Объекты природоохранного и природозаповедного фонда – это сегодня те объекты, где мы четко знаем, что там будет туристический интерес. Туристический интерес  заставляет человека что-то увидеть, с кем-то познакомиться.

Говорить о национальных заповедниках теоретически можно, но сегодня нет четкой законодательной базы для того, чтобы мы могли говорить о заповедниках национального значения, как об объектах посещения. Если мы просто будем договариваться  с директором заповедника о посещении, это не решение. Нам  нужно  четко сформировать внутренний региональный или национальный туристический интерес к посещению наших объектов, только тогда рождается международный интерес.  Для этого надо толерантно, но на постоянной основе сформировать экскурсионные тропы, экскурсионные маршруты, объекты размещения в объектах заповедного фонда. Прежде всего, это конечно региональные ландшафтные парки. Два из них сейчас на стадии перехода в национальные.

Сегодня мы можем говорить о «Гранитно-степном Побужье», который трансформируется постепенно в национальный парк с очень амбициозным названием  будет Бугский Гард. Главное, сохранить интерес к природному объекту, а это и значит сохранить сам объект, делая его еще более презентабельным и защищенным.

Любая туристическая деятельность  это соединение природно-рекреационного, историко-культурного потенциала, плюс конечно инфраструктура.

В любой туристической деятельности есть основные и дополнительные услуги. Анализ туристической деятельности говорит, чем вариативнее представлен туристический продукт, тем больше к нему интерес и больше эффекта от деятельности. Кто это организовывает, получает больше прибыли, а кто тратит на это деньги и свободное время, получает больше удовольствия от одного и другого.

 

 

-Чем интересуются въездные туристы в нашем регионе?

 

-Первый важный момент, который будет консолидировать региональную туристическую деятельность в вопросе организации въездного туризма,  - это наличие у нас Черноморского побережья.

Мега-миссия – создание концентрированного потока отдыхающих, оздоравливающихся и тех, кто приезжает на лечение именно на наше Черноморское побережье и на побережья наших лиманов. У нас абсолютно уникальный лимано-устьичный комплекс с грязями, с рапой, солью. Причем он исследован, но, к сожалению, должным образом не эксплуатируется.

Если говорим об общем оздоровлении, то поводов приехать к нам в регион предостаточно: у нас есть море, побережье, уникальное, настолько исторически интересное, у нас есть лиманы, которые сегодня являются любимыми местами отдыха, у нас есть горы, у нас есть архиинтересные леса.

Однако классический туризм разделяется на «просто отдых», оздоровление и специализация – лечение. Тут добавляется медицина, которая использует рекреационные средства: рапу, грязь, воду, уникальные водоросли как, например, фитофтора, то есть все, что есть в наших морских, лиманных акваториях. Иначе говоря, для организации услуги лечения встает другая мощная задача - это создание курортов. У нас, к сожалению, курортных территорий нет. У нас есть курорт Очаков, как единичное  учреждение, который специализируется на лечении легочных заболеваний, кожных заболеваний, гинекологических. Но, по крайней мере, эта услуга сегодня существует. У нас и в Коблево создавались в 80-е годы прошлого века объекты размещения как объекты для приема оздоравливающихся  на курорте Коблево, который должен был использовать  на лечебные полезные ископаемые  Тилигульского лимана. Там их в тысячи раз больше, чем например в Куяльнике, однако на сегодняшний день этот вопрос остается нерешенным.

Если говорить о развитии  курортных територий,  то нужно отметить три места, где, я думаю, все равно будут курорты. Это район Тилигульский лиман,  Бейкушский залив Березанского лимана в Очаковском районе. Этот залив  является кладезью грязи, рапы, соли, на которой создавался курорт Очаков. Потом курорт Очаков стал работать на сакской грязи, наверное, потому что это проще. И конечно Соленое озеро в Рыбаковке.

Сегодня есть мировая и общеевропейская норма – модно быть красивым и здоровым. Это, я думаю, придет и к нам.

И самое интересное, что старая Европа ищет новые площадки. Сейчас кризис, на сегодняшний день так. До этого момента интерес к нашим территориям был крайне высоким. Сейчас если и делаются какие-то попытки, то нет тех денежных потоков, кредитных средств, которые бы способствовали развитию рекреационной туристической отрасли.

Здесь речь идет не только об иностранных инвесторах. Я думаю, перераспределение территорий все равно будет происходить в пользу укрупнения тех, кто туда приходит, кто понимает, куда он пришел. А по Очаковской территории, я думаю, что будет создан туристический мега-комплекс, который «завяжет на себя» Черноморскую косу, непосредственно исторический городской комплекс, который является одним из самых замечательных объектов, который стоит на стадии входа в сокровищницу ЮНЕСКО, - это сам город Очаков, заповедник «Ольвия» со своим островом Березань, островом Майский и конечно Кинбурн.

Море у нас специфическое, это не море Адриатическое и не море Крымского полуострова, но оно не менее полезно. И говоря о нашем море, надо сказать, что Очаковская акватория, акватория Рыбаковки, акватория вокруг Кинбурна – это единственная плата в Черном море, где растет зоофтора. Это абсолютно уникальная водоросль, которая является сильнейшим фитоцидом, я думаю, что люди, которые создавали детские здравницы в Рыбаковке и Очакове раньше, пользовались научными подходами, фитонциды убивают бактерии, инфекции, если дети хотя бы месяц находятся там – это залог того, что иммунную систему они укрепляют.

 

-Кроме черноморского побережья, что еще интересно туристам?

 

-У нас разработан целый цикл маршрутов по заповедным местам и по местам исторического наследия. Это, прежде всего,  Приингульский парк, замечательный маршрут, в этом году мы его позиционировали как новый. Актовский каньон в Вознесенском районе. Актово, Трикраты, вглубь в лес множество маршрутов. По местам Скаржинского – это очень достойно, это достойно любого уровня. Гранитно-степное Побужье. Я горжусь тем, что у нас расширяется диапазон. Если мы раньше говорили, что 40 км побережья Южного Буга – это заповедная территория, номенант национальной интерактивной акции «7 природных чудес Украины», то сегодня мы практически в каждом селе имеем объект, куда можно  поехать, провести не только экскурсию, но получить еще и питание, и проживание. Конечно, Грушевка, Мигея, Курипчино, Александровка.  В этом году мы презентовали Казацкую заставу в Южноукраинске, мы презентовали маршрут 40 км вдоль Южного Буга. Это уже уровень двухдневого экскурсионного сплава. Это одна из лучших натуральных европейских водных слаломных трасс.

У нас очень плотная работа с управлением лесного хозяйства и охоты. Благодаря совместной работе мы сегодня имеем возможность создавать рекреационные зоны, островки для отдыха.

Маленький зоопарк в Кинбурнском лесничестве, в Васильевке маршруты уже отработанные, у нас там появился замечательный экскурсовод. И Кинбурнская коса – это, прежде всего, суперинтересная экскурсионка, причем всегодичная и конечно обустроенный пляж.

 

-Кроме украинцев, туристы из каких стран посещают наш регион?

 

-Белоруссия, Россия, Молдавия. Увеличился поток поляков, мы активней стали ездить в Польшу, к нам поехали поляки. Здесь и заслуга генерального консульства Польши в Одессе  в вопросе популяризации нашей природы и истории. Спасибо им за это. Также чехи. Мы становимся интересными, у нас сегодня сформированы гостиницы. В гостиницах Николаева постоянно живут иностранцы. Это и люди из Дании, из Норвегии, Италии. Это не только люди, которые приезжают сюда по профессиональным вопросам, но и люди, которые приезжают сюда понаслышке, то есть постепенно формируется международный туристический интерес. И мы сегодня имеем определенный сегмент иностранцев, которым мы интересны.

 

 

- Как наша область отпразднует День туризма?

 

-Мы презентует туристско-информационный центр Николаевской области (ТИЦ). Это сайт, на котором есть вся информация о туризме в нашей области. Также 25-27 сентября  мы проводим 35-й Международный фестиваль «Памяти товарища» в рамках открытого чемпионата области по технике горного туризма. Программа есть на сайте ОГА. Предлагаются профессиональные соревнования в Южноукраинске. Профинансировали это мероприятие те люди, которым это интересно, нам помогает мэрия Южноукраинская, директора турпредприятий, я думаю, что когда-то это перейдет в большой бизнесовый проект, а пока, благодаря аматорству мощного туристического профессионального корпусу Николаевщены ми формируем интерес. То есть на своем примере мы сегодня показываем всему миру как у нас здорово и то, что мы это любим и умеем. А пользуемся мы пониманием того, что только при формировании внутреннего интереса мы можем рассчитывать на международный туристический интерес. Пассивное ожидание инвестора - это не наши методы.

  Всех с праздником Успеха, Счастья Здоровья Любви!!!!

 


Автор: Светлана Яремчук

Похожие новости

Комментарии

2012-08-16 16:15:18 Богдан Грицевич

24 августа 2012года 10лет парку Ангелов.Галерея Гард учреждена официально в 1994г. В 2002 году в Южноукраинске состоялся международный симпозиум-пленер в камне, и город получил две мемориальные скульптуры («Чернобыльская мадонна», - Владислав Ачкасов - Украина, Южноукраинск; «Памяти войны в Афганистане», - Алексей Владимиров, Украина, Киев); экстерьерное произведение на здании фитнес центра проспект Ленина («Нимфа», - Алексей Владимиров – Украина, Киев); парк современной скульптуры («Георгий победоносец», - Ярослав Лоренс - Россия, Санкт-Петербург; «Король и королева», - Иван Мельников – Россия, Самара; «Морская раковина», - Александр Шаппо, Беларусь, Минск; «Весы», - Александр Бабак, Украина, Киев; «Сум» (печаль), - Леонид Козлов, Украина, Киев; «Казак и казачка» – Владимир Обухов (Винниченко), - Россия, Санкт-Петербург; «Казацкий шлях», - Зиновий Кравец, Украина, Южноукраинск) и новый социо-культурный артефакт в городе – знаковую скульптуру ангела хранителя (Алексей Владимиров, Украина, Киев). Автор идеи:Алексей Владимиров скульптор, член СХУ, куратор проекта Богдан Грицевич. В 2008г в г. Южноукраинск в рамках симпозиума скульпторов выполнено две наскальных скульптуры стела-часовня посвященная Покрове Пресвятой Богородице и барельеф казачеству – идея проекта Б.Грицевич, скульпторы З.Кравец и В.Ачкасов в результате создан комплекс скульптур в честь исторической ценности памятника, которую представляют собой остатки запорожской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая находилась на Гардовом острове и победы в Общенациональной акции "7 природных чудес Украины". Один только этот пример подчеркивает историческую уникальность Гарда.приглашаю на открытие новой скульптуры!

***