Украинским законодательством
предусмотрены несколько способов ликвидации ООО: по решению учредителей, по
решению суда, ликвидация в процессе банкротства, а также реорганизация (смена
учредителей и директора, слияние, присоединение).
Мы предлагаем рассмотреть порядок
ликвидации общества с ограниченной ответственностью, который возможен при
отсутствии кредиторской задолженности, либо при наличии активов предприятия,
достаточных для ее погашения, то есть, ликвидации «не проблемного» ООО.
Процедура ликвидации юрлица прописана
в ч.1 ст. 104 Гражданского кодекса Украины, ч.1 ст. 59 Хозяйственного кодекса
Украины, ст. 19 и 20 Закона Украины «О хозяйственных обществах»., р.4 ст.33-41
Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц
– предпринимателей».
Первым этапом данной процедуры
является проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о
ликвидации и утверждается состав ликвидационной комиссии. В нее могут входить
собственники или уполномоченные ими лица, которые будут заниматься
ликвидационной процедурой.
Проведение
государственной регистрации прекращения юридического лица проводится следующим
образом. Юридическое лицо предоставляет государственному регистратору:
- регистрационную карточку на
проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с
ликвидацией (Форма №7);
- оригиналы уставных
документов;
- справку
архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом
подлежат долгосрочному хранению;
-нотариально удостоверенную
копию решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа о
прекращении юридического лица;
-документ, подтверждающий внесение платы за публикацию сообщения о
прекращении юридического лица в специализированном печатном средстве массовой
информации – «Бюллетене государственной регистрации».
На основании
указанных документов государственный регистратор вносит в единый
государственный реестр запись о решении учредителей (участников) юридического
лица о его прекращении.
С момента публикации решения о
ликвидации ООО начинается работа по снятию предприятия с учета в налоговой,
центре занятости, фондах социального страхования, пенсионном фонде. Все
указанные процессы сопровождаются соответствующими проверками предприятия.
Параллельно происходит закрытие банковского счета, архивация документов и
уничтожение печатей и штампов.
Завершающим этапом является стадия, на
которой все собранные документы подаются госрегистратору, и проводится государственная
регистрации прекращения ООО.
Согласно действующему законодательству
регистрацию прекращения деятельности предприятия можно произвести не ранее, чем
за 2 месяца со дня внесения в прессу уведомления о ликвидации. Однако есть
вероятность, что будут задержки в связи с проверками, в частности, налоговой,
поэтому реальный срок ликвидации составляет 2-4 месяца. С привлечением к
процессу ликвидации ООО юристов можно выиграть по времени, но стоимость такой
услуги в среднем около 2,5 тыс. грн. при
условии, что ООО «не проблемное». Всего за 3 дня юристы предлагают
ликвидировать юрлицо за 4-6 тыс. грн.
Для того чтобы ликвидировать ООО,
необходимы следующие документы:
-акт ликвидационной комиссии;
-свидетельство о
госрегистрации (оригинал);
-паспорт (стр. 1,2+прописка)
и идентификационный код директора и бухгалтера, членов ликвидационной комиссии (копии);
-справка из управления
статистики (оригинал);
-свидетельство о постановке
на учет в налоговой (4ОПП) (оригинал);
-уведомление о регистрации
страхователя в ФССТВП (фонд соціального страхування з
тимчасової втрати працездатності) (оригинал);
-уведомление о регистрации в ПФУ
(пенсионный фонд Украины) (оригинал);
-уведомление о регистрации в
ЦЗ (центре занятости) (оригинал);
-страховое свидетельство и
уведомление ФССНВВ (фонд соціального страхування від нещасних випадків на
виробництві) (оригинал);
-свидетельство НДС при
наличии (оригинал);
-свидетельство плательщика
единого налога при наличии (оригинал);
-вся первичная бухгалтерская
документация и отчетность (выписки, поручения, справки о движении средств из
банка, отчеты из фондов и налоговой) (оригиналы);
-печати и штампы.
Налоговая инспекция проводит
проверку документов с момента проведения ею последней проверки, либо за
последние 3 года. Фонды проводят проверки за период с момента их последних проверок.
|