13 марта 2012 13:41

Петр Петриченко: проект Трудового кодекса Украины необходимо отклонить

Сегодня в Николаеве состоялась пресс-конференция Общественной Палаты Украины на тему: "Новый трудовой кодекс, как инструмент легализации рабства в Украине?» в ходе которой были освещены проблемные вопросы трудового законодательства, в частности, нового Кодекса законов о труде Украины.


В пресс-конференции приняли участие: ПЕТРИЧЕНКО Петр Николаевич, генеральный секретарь Национальной конфедерации профсоюзов Украины, председатель Общественной Палаты Украины; ТКАЧУК Неля Павловна, руководитель исполкома Общественной Палаты Украины и ПИКА Владимир Матвеевич, председатель Николаесвкой областной профорганизации Профсоюза аттестованных работников МВД Украины.
Представители Общественной Палаты Украины уверены, что Трудовой кодекс Украины не решает таких проблем, как ненадлежащее оформление трудовых отношений, заработная плата «в конвертах», отсутствие четкой системы эффективного общественного контроля в сфере труда; низкая заработная плата работников тех предприятий, владельцы которых получают высокие прибыли, отсутствие в законодательстве четко выписанного механизма участия наемных работников в управлении предприятием, отсутствие эффективного механизма защиты трудовых прав работников и т.п.
Необходимость обновления трудового законодательства на сегодня действительно существует.
Подготовленный ко второму чтению проект Трудового кодекса Украины не содержит норм и механизмов, которые были бы направлены на решение указанных проблем трудовой сферы. Более того, он содержит такие нормы, которые приведут к появлению новых, сейчас не существующих проблем в сфере трудовых отношений.

Вопреки требованиям Конституции Украины, проектом Трудового кодекса Украины предусматривается существенное сужение содержания и объема существующих трудовых прав человека. А именно, предполагается сужение права работников на отдых, на участие в управлении предприятием, на забастовку, на защиту от безработицы, на защиту от дискриминации, на судебную защиту нарушенных трудовых прав, на защиту своих трудовых прав через профсоюзы и профсоюзные объединения и т.п..
Что касается более конкретных примеров сужение содержания и объема существующих трудовых прав человека подготовленным ко второму чтению проектом Трудового кодекса Украины, то они следующие.
Многие работники сейчас работают по суммированному учету рабочего времени (как правило, это работники крупных производственных предприятий, а также сфер транспорта, торговли, общественного питания). При суммированном учете рабочего времени законодательством не установлено никаких законодательных ограничений относительно продолжительности рабочего дня и продолжительности рабочей недели, но одновременно установлены четкие законодательные гарантии минимально возможной продолжительности междусменного непрерывного отдыха и минимально возможной продолжительности еженедельного непрерывного отдыха. Проект Трудового кодекса отменяет эти гарантии на отдых. Так действующий Кодекс (ст. 70) устанавливает, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее сорока двух часов. Однако проект Трудового кодекса (ст. 158) устанавливает, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов, но за исключением случаев применения суммированного учета рабочего времени. Действующий Кодекс (ст. 59) устанавливает, что продолжительность перерыва в работе между сменами должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предыдущей смене (включая и время перерыва на обед), а проект Трудового кодекса (ст. 157) устанавливает, что это правило вообще не распространяется на случаи применения суммированного учета рабочего времени. Более того, этой же статьей проекта Трудового кодекса предусмотрено, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности рабочего времени в предыдущей смене с учетом времени перерыва для отдыха и питания только в случае перехода из одной смены в другую. То сужено не только право на отдых тех работников, работающих по суммированным учетом рабочего времени, но и право на отдых всех остальных работников.
Ст. 154 проекта Трудового кодекса Украины предусматривает введение такого понятия как ненормированный рабочий время, когда работник по указанию работодателя обязан (хотя и эпизодически) работать сверх нормы рабочего времени. Действующий Кодекс такого не допускает. Кроме того, указанная норма пола 154 проекта Трудового кодекса Украины может иметь двойное толкование.
Согласно ст. 304 проекта Трудового кодекса Украины вводится норма о том, что работодатель - субъект малого предпринимательства имеет право самостоятельно устанавливать режим работы, предусматривающий занятость в общие выходные дни, дни государственных и религиозных праздников. Действующий Кодекс такого не допускает.
Проектом Трудового кодекса Украины предусмотрена отмена установленной действующим Кодексом предельной продолжительности рабочего дня накануне выходных дней для работников, которым установлена ​​шестидневная рабочая неделя. Так согласно ст. 53 настоящего Кодекса накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать 5 часов. А в проекте Трудового кодекса Украины эта норма отсутствует.
Сужение права работников на участие в управлении предприятием:
Согласно ст. 245 действующего Кодекса законов о труде Украины собственник или уполномоченный им орган обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. А согласно ст. 27 проекта нового Трудового кодекса Украины работодатель обязан лишь способствовать участию работников в управлении юридическим лицом.
Сужение права работников на судебную защиту нарушенных трудовых прав:
Согласно действующему Кодексу (ст. 233) в случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании надлежащей ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком. Однако проект нового Трудового кодекса Украины (ст. 441) устанавливает, которые не ограничиваются каким-либо сроком обращения работников в суд с заявлениями о взыскании только начисленных, но своевременно не выплаченных работнику заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат.
Сужение права работников на забастовку для защиты своих трудовых прав:
Статьями 379-390 проекта Трудового кодекса устанавливается новая необгрутовано сложная процедура объявления и проведения забастовки, а также вводятся такие новые нормы о возмещении причиненного забастовкой материального ущерба, которые возможно по-разному истолковать и использовать как способ психологического давления на работников со стороны работодателей (особенно в тех работников, которые способны возглавить забастовку).
Отмена права работников на защиту от дискриминации в зависимости от места работы
Проект Трудового кодекса Украины содержит нормы дискриминационного характера в отношении работников, заключивших трудовой договор с субъектом малого предпринимательства (в вопросах режима работы, сроков выплаты заработной платы, увольнения, изменения существенных условий труда), сужая объем прав таких работников по сравнению с работниками других предприятий и по сравнению с положениями настоящего Кодекса. Например, согласно ст. 304 проекта Трудового кодекса Украины вводится норма о том, что работодатель - субъект малого предпринимательства имеет право самостоятельно устанавливать режим работы, предусматривающий занятость в общие выходные дни, дни государственных и религиозных праздников. Действующий Кодекс такого не допускает. Согласно ст. 303 проекта Трудового кодекса Украины, о предстоящем увольнении работник субъекта малого предпринимательства предупреждается не позднее чем за две недели. Однако действующий Кодекс (ст. 49-2) требует предупредить работника о предстоящем высвобождении с работы не позднее чем за два месяца. Согласно статье 305 проекта Трудового кодекса Украины работодатель - субъект малого предпринимательства обязан выплачивать заработную плату в сроки, установленные трудовым договором (коллективным договором, если таковой заключался), но не реже чем один раз в месяц. Вместе с тем согласно статье 115 настоящего Кодекса заработная плата должна выплачиваться не реже двух раз в месяц и еще не позже семи дней после окончания периода, за который осуществляется выплата.
Путем установления требований относительно репрезентативности профсоюзов и их объединений (глава 1 книги 6 проекта Трудового кодекса Украины) немало работников лишаются возможности через своих представителей (а именно, через профсоюзы и их объединения) принимать участие в коллективных переговорах на национальном и отраслевом уровнях ; не репрезентативные профсоюзы становятся «заложниками» необходимости присоединения к репрезентативных профсоюзов.
В проекте Трудового кодекса Украины можно найти много конкретных примеров того, что одни статьи проекта Трудового кодекса Украины противоречат другим статьям; что отдельные положения характеризуются возможностью их двойного толкования; что проект Трудового кодекса Украины не имеет единых принципов построения.


Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

2012-03-16 22:03:55 анатолий

совсем помажорило мажоров в парламенте!!!

***