27 сентября 2007 12:52

Черноморский судостроительный завод: что же дальше?

Судьба завода интересует и беспокоит многих наших читателей. Мы публикуем статью экономиста о перспективах крупнейшего в прошлом николаевского предприятия.


Чемодан без ручки

 Проблема Черноморского судостроительного завода уже  много лет стоит как кость в горле у жителей нашего города. Общий структурный кризис в экономике   особенно сильно сказался именно на судостроительных   заводах города, которые накапливали долги по   заработной плате, влезали в кредиты, не могли найти   заказчиков. Было очевидно, что “красные” директора   не могут справиться с проблемами этих предприятий,   поскольку они сами их и создали. Нужны были   отраслевые инвесторы, которые готовы были взять на   себя бремя ответственности за предприятия и их   персонал.

Наиболее удачно прошла приватизация завода  “Океан”, который «ушел» датчанам, вторым был   “Черноморский судостроительный завод”, который приобрели, тогда еще малоизвестные россияне. Проблема завода   имени 61 коммунара не решена до сих пор, хотя уже   сейчас очевидно, что есть желающие получить это предприятие в собственность.   ЧСЗ - самое крупное предприятие из николаевских   заводов, с огромными площадями, набережной, цехами и ценной землей, которая расположена в центре  города.

Приход на предприятие “инвестора” не решил его проблем. Кроме субъективных факторов, таких, как   неспособность собственника правильно строить отношения   с работниками, контрагентами и внешним окружением,   есть и объективные, и эти факторы нельзя не   учитывать.   

Предприятию требуется оптимизация: нужно продать   бесполезные активы (в первую очередь земельные),   оптимизировать кадровую структуру (в том числе,   внедрить систему подготовки кадров), и самое главное   - найти крупных заказчиков.  

Первым реалистом, который начал оптимизировать   структуру земельных активов, стал Николаевский   городской голова. Именно с его подачи часть   территории завода была отдана Николаевским городским   советом предприятию “Нибулон” для строительства зернового терминала. Тогда это знаменательное   решение означало одно - Николаев уже никогда не   станет прежним “городом корабелов”. Зато он может  стать развитым центром перевалки и транзита грузов.  

В этом контексте активы завода приобретают совсем   другую ценность. Судостроение - это сложный бизнес,   требующий специфических знаний и инвестиций,   подверженный цикличности. А вот торговля зерном -   простой, понятный бизнес с приличной окупаемостью. Так же, как и продажа земельных участков под жилое   строительство.  

Второй земельный участок городская власть отобрала у   завода более уверенно - так появился “Намыв-2”.  

Вообще, двойные стандарты нашего мэра уже давно не   вызывают у нас удивления. Еще Александр Садыков   заметил, как неординарно Владимир Чайка хочет   поддержать судостроение  - отменив льготы по  земельному налогу для завода им. 61 коммунара. Хорошо, что депутаты не поддержали эту инициативу.  

Многочисленные судебные иски, как следствие вражды   В.Чайки с братьями Чуркиными, поставили крест на   довольно хилых потугах предприятия найти новые   заказы на строительство судов. Более того, никто в   городе всерьез и не воспринимал информацию о   каких-то заказах на предприятии.  Горожанам стало ясно, что братья Чуркины завод   поднять не смогут, но и что с ним делать дальше -   тоже никто не знал.

Самые умные считали, что братья должны продать предприятие более состоятельному   менеджменту.     

 Незваный рейдер лучше татарина

       Зная, как работает система правосудия в нашей стране, после решения Хозяйственного суда г.Киева о   невыполнении братьями Чуркиными инвестиционных  обязательств, горожане поняли, что кто-то   заинтересованный зашел в суд с более увесистым  чемоданчиком. События не заставили себя ждать. Почти сразу за   решением суда последовала рейдерская атака на предприятие.   

Интерес к заводу возрос. Возможно, судостроение стало настолько прибыльным делом, что его активы   приобрели ценность даже в глазах   олигархов? Возможно, проблемы предприятия  можно   решить? Возможно, многолетние проблемы ЧСЗ скоро закончатся?  

Итак, на Черноморский судостроительный завод вошел   А.Сагайдаков с охраной, вскрыл все кабинеты, отстранил “чуркинистов”. Городской голова зачитал решение Суворовского   районного суда г.Херсона о восстановлении в   должности Александра Сагайдакова. В присутствии   журналистов и рабочих предприятия Владимир   Дмитриевич позвонил председателю Комитета по   спасению ЧСЗ, И.Овдиенко, который отказался приехать  и принять участие в действе. Более того,   Комитет спасения ЧСЗ заявил, что его хотели   использовать в “кланово-олигархических разборках”,   так же как использовали В.Чайку. У Комитета спасения единодушное мнение - возвращение Сагайдакова на  предприятие - это захват власти конкретным   физическим лицом.  

Напомним, Александр Сагайдаков не является   собственником предприятия, он - наемный менеджер.   Чьи интересы он представляет? Что он может сделать в   этом статусе?  

Первый вопрос остается риторическим. А вот второй   намного интереснее. Он вполне может вогнать   предприятие в долги, может обратиться за кредитами,   может попытаться продать часть имущества, может   расторгать и заключать договора. Но об этом позже. Комментируя ситуацию на ЧСЗ, лидер николаевских   регионалов Николай Круглов сказал: “С точки зрения  отношений собственности здесь пока ничего не   изменилось. Правда, пришел новый директор. Но он не   заключил новых договоров. Да и какой уважающий себя   заказчик будет подписывать с ним договора, понимая,   что директор сам не является собственником  предприятия и не назначен им. По большому счету,   ситуация законсервирована”. Более того, решение Хозяйственного суда оспорено и отправлено на рассмотрение в высший  Хозсуд из-за процедурных нарушений.

Все хорошо, прекрасная маркиза

Легкая эйфория прошла. Какие результаты город   получил на сегодняшний день от возвращения   А.Сагайдакова?   Во-первых, были расторгнуты даже те жалкие контракты, которые выполнял завод, - на строительство   четырех  несамоходных барж, изготовление   металлоконструкций и куполов для киевских   заказчиков. Новый директор предприятия отказался   выполнять эти обязательства, предложив заказчикам  перезаключать договора с ним.   Во-вторых, на площади перед главной проходной вырос   металлический забор, своеобразная линия   обороны. Очевидно, что новое руководство готовится к   силовому противостоянию.   В-третьих, новых заказов, взамен расторгнутых, не   появилось, и, как заметил Николай Круглов, они вряд   ли появятся. Пока не решены вопросы собственности - состояние предприятия ухудшится. У заказчиков нет   гарантий, что договора с ними не расторгнут. В-четвертых, на прошлой неделе на предприятии   произошла серьезная авария - сгорело судно.

 А.Сагайдаков потребовал перезаключения всех договоров с субподрядчиками и заказчиками завода. ООО “Портсервис”, которое расположено на территории ЧСЗ, отказалось это делать. После чего руководству “Портсервиса” было предложено убраться восвояси, а суда, находящиеся на судоремонте, спустить на воду до окончания ремонта и отправить обратно заказчику.

Это требование подкреплялось приказом о недопуске руководства ЗАО “Меридиан” (как уже упоминалось, судно находилось в доке, принадлежащем именно этому предприятию) на территорию ЧСЗ, и “Меридиана” в частности. Следовательно, надлежащий контроль за производственной деятельностью в доках, в том числе по части противопожарной безопасности, был заблокирован. 

И именно в день пожара, утром 20 августа, новое руководство ЧСЗ отдало приказ отключить доки “Меридиана” от водоснабжения, якобы, в связи с планируемыми ремонтными работами пожарной системы. Это стало причиной того, что пожар удалось локализовать лишь поздно вечером, а судно сгорело полностью.

Шерше ля фам, или кому это выгодно?  

 Репутация предприятия в глазах потенциальных   заказчиков загублена до тех пор, пока   не будет поставлена жирная точка в этом конфликте.   Финансовое положение также ухудшается,  сегодня перекрыты   даже те небольшие источники финансирования, что были   найдены менеджерами Чуркиных, а новых не появится, пока конфликт не будет исчерпан.

Хочется верить, что А.Сагайдаков хотел как лучше. Но   ведь не думал же он, что с его возвращением   заказчики тут же начнут заказывать ему суда?   Тем не менее, такое положение Черноморского судостроительного завода все же кому-то выгодно. Не   работникам, конечно, (задолженность по заработной  плате и перед Пенсионным фондом будет расти), не местной   власти (которая не получит отраслевого инвестора), а   остальным судостроительным заводам, конкурентам ЧСЗ, которые таким образом надолго избавятся от   потенциально очень сильного конкурента.

                        А.Петров



Автор: Новая Николаевская газета


Автор: Business-News

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.