Инфраструктура теплосилового хозяйства г. Николаева сложилась под влиянием ряда факторов, в настоящее время утративших актуальность:
- ведомственная разобщенность источников и сетей теплоснабжения;
- высокая степень монополизации;
- низкая цена энергоносителей;
- технологическая отсталость и высокая затратность схем производства и транспортировки тепла.
Отсутствовали стимулы к повышению качества теплоснабжения и снижению себестоимости тепла, а также системный подход к организации теплоснабжения. Часто теплоснабжение жилых микрорайонов «пристегивалось» к технологическим котельным крупных предприятий (котельная ЧСЗ, «Океан», НКСИ, мкр. Казарского и др.)
Выход из положения специалисты старой «технократической» школы тепловиков видели в обеспечении дотационности теплоснабжающих организаций (естественно, за счет бюджетных средств), в проведении оптимизации городской системы теплоснабжения и техническом перевооружении (естественно, также за счет госкапвложений) и в обеспечении единой технической политики в отрасли.
Но «не так сталося, як гадалося».
Опережающий рост цен на энергоносители, практически полное отсутствие бюджетного финансирования не только на развитие и на текущее содержание отрасли, но и на стратегическое планирование сделали невозможным традиционный для плановой экономики бюджетно-затратный подход.
Включить же рыночные факторы не удавалось, во-первых, в силу все той же монополизации отрасли, где причудливо сочеталась ведомственная разобщенность с отсутствием добросовестной конкуренции. Регулирующая роль государственной власти, обязанной утверждать цену на отпускаемое тепло, сводилась к искусственному и экономически не оправданному сдерживанию тарифов, исходя из ложно понимаемой необходимости социальной защиты населения.
Попыткой преодолеть коллизию было создание теплоэнергетического объединения. Положительной стороной этой структуры явилась возможность начать диалог между ведомствами, проведение некоторых организационно-структурных улучшений (ликвидация двух необязательных в городе теплоснабжающих организаций из четырех, входивших в объединение), инвентаризация имеющихся мощностей и нагрузок, и на этой основе формирование единого для города более или менее экономически обоснованного тарифа.
Таким образом, отрасль была «выведена на рынок». И это немедленно дало не только положительный эффект, но и весьма рельефно отразило недостатки технократических и административно-командных подходов при создании Объединения без учета различий форм собственности, фактической себестоимости тепла у различных теплоснабжающих организаций.
Сказались и субъективные факторы.
Тем не менее, «процесс пошел».
Как уже отмечалось, были ликвидированы предприятия «Гортеплоэнерго» и «Черноморбытсервис», а основные фонды, достаточно потрепанные и разношерстные, переданы в управление «Облтеплокоммунэнерго» - организации, способной обеспечить гораздо более высокий уровень менеджмента, а, значит, и технического обслуживания. Началась реальная оптимизация тепловых сетей на базе оздоровления экономики предприятия, экономической основой которого явился почти своевременно решенный вопрос очередного повышения тарифа.
Одновременно стала проявляться все более противоестественность теплоэнергетического Объединения предприятий с различной технологией получения тепла, различной экономикой и различными формами собственности. Его функционирование обеспечивалось административным влиянием, личными договоренностями, моральными и другими внеэкономическими факторами. Преобразование Объединения в городское коммунальное предприятие «Городские тепловые сети», осуществлявшее реализацию тепла, произведенного Николаевской ТЭЦ и «Облтеплоэнерго» по договору комиссии, позволило разрядить обстановку.
Была создана эффективная абонентская служба, резко увеличился (до 95% и выше) уровень оплаты населением за тепловую энергию, возросла достоверность данных о генерирующих мощностях, потерях и нагрузках.
Но главный недостаток системы - «выравнивание» тарифа путем перераспределения доходов для компенсации издержек предприятия с более высокой себестоимостью постоянно подрывало хрупкое равновесие. Ведь уже был запущен механизм конкуренции, заставивший обратиться не на словах, а на деле к проектам реконструкции энергосбережения и когенерации.
В конкурентной борьбе между ТЭЦ и «Облтеплокоммунэнерго» фигурировал и «пограничный вопрос» - состязание за тепловые нагрузки, и вновь возникший фактор конкуренции на рынке тепла - появление индивидуальных и подомовых теплогенерирующих установок современного типа, и усилившаяся тенденция к установке подомовых приборов учета тепла и вообще к созданию обществ совладельцев многоквартирных домов, что поднимает на новый уровень договорные отношения между поставщиком и потребителем тепла.
Надеюсь, что теперь и навсегда, отношения между всеми субъектами рынка тепла будут строиться исключительно на договорной основе.
Не лишним будет еще раз подчеркнуть, что все эти прогрессивные тенденции являются прямым следствием установления экономически обоснованного тарифа и прощания с иллюзией о «плановой дотационной» отрасли.
В настоящее время техническое перевооружение энергетики становится едва ли не главным аспектом не только муниципального менеджмента, но и национальной безопасности государства. И если отсутствует бюджетная поддержка инновационного рывка в муниципальной энергетике, то государство должно содействовать предприятиям и гражданам в их стремлении самим решать эту насущную проблему путем установления рыночных правил игры и экономически обоснованного тарифа, оптимальных институционных и структурных изменений на рынке тепла, обеспечивать инвестиционную привлекательность отрасли, где уже сегодня срок окупаемости составляет 4-5 лет, что для энергетических проектов весьма приемлемо.
Таким образом, можно утверждать, что «базовым элементом» грядущего реформирования отрасли теплоснабжения явилось установление экономически обоснованного тарифа на тепло, обеспечившее рентабельность отрасли и выведшее ее на рынок.
Инвесторы начали проявлять к участию в муниципальных энергетических проектах повышенный интерес, и не вызывает сомнений выход николаевской теплоэнергетики на европейский уровень в течение ближайших пяти лет.
Если не произойдут катаклизмы на рынке энергоносителей.
|