В последнее время особенное значение приобрел вопрос повышения тарифов на природный газ и электроэнергию для населения.
На протяжении 1999-2005 годов и I квартала 2006 года ряд объективных, независимых от энергетической отрасли факторов повлияли на рост производственных расходов и результаты деятельности энергетических компаний. В частности, произошло увеличение цен на ядерное топливо, уголь, природный газ, мазут, от уровня которых зависит оптовая рыночная цена на электроэнергию, (что занимает около 80 процентов в структуре розничных тарифов), и соответственно розничные тарифы.
На сегодня действующие тарифы на электроэнергию для населения возмещают лишь 36 процентов реального рыночного тарифа.
Компенсация повышения тарифов на электроэнергию и газ будет осуществляться за счет следующих механизмов:
-проведение индексации денежных доходов граждан;
индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнах на территории Украины, которые не имеют разового характера: пенсии, стипендии, оплата труда, денежное обеспечение военнослужащих, социальная помощь;
-сохранение социальных гарантий гражданам, которые имеют право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг;
Полностью или частично возмещается стоимость жилищно-коммунальных услуг для лиц, которые имеют право на скидку по оплате за жилищно-коммунальные услуги (ветераны войны, лица, которые имеют особые заслуги перед Родиной, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, ветераны воинской службы и органов внутренних дел, дети войны и т.д.). После повышения тарифов вырастет размер возмещения в соответствии с предусмотренной законодательством скидкой. В частности, для инвалидов войны и лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной, увеличенные размеры платежей будут возмещаться в полном объеме.
- сохранение социальных гарантий для малообеспеченных граждан через механизм жилищных субсидий;
Программа жилищных субсидий обеспечивает стабильность расходов таких семей на оплату жилищно-коммунальных услуг независимо от изменения стоимости коммунальных услуг. Право на субсидию по оплате жилищно-коммунальных услуг имеют семьи, у которых размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления с учетом льгот превышает объем обязательного процента платежа – 20 процентов среднемесячного совокупного дохода.
Для пенсионеров и других нетрудоспособных граждан, а также семей, в состав которых входят несовершеннолетние дети, инвалиды 1 и 2 группы – 15 процентов среднемесячного совокупного дохода, если размер их доходов на одного человека не превышает 50 процентов прожиточного минимума независимо от динамики роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Перерасчет назначенных субсидий осуществляется без обращений граждан с месяца, в котором состоялось изменение тарифов. В результате перерасчета размер расходов граждан на оплату услуг в пределах норм потребления остается неизменным (15 или 20 процентов среднемесячного дохода), увеличение размера платежей возмещается за счет субсидии. Новые субсидии назначаются на протяжении двух месяцев со времени повышения размера платежей (для того, чтобы избежать очередей граждан, которые обращаются за назначением субсидий).
В настоящее время Правительством Украины разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию существующей системы льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и субсидий.
|