Открывая
заседание Кабинета Министров, Юлия Владимировна заявила, что принятие этого
документа «направлено на поддержку судостроительной отрасли Украины».
Сразу отметим,
что работающие судостроительные заводы, такие как николаевский «Океан», керченский
«Залив» и проч., никогда не занимались и не занимаются кораблестроением.
Основная специализация этих предприятий – гражданское судостроение. Поэтому
принятие этой Концепции, по словам Виктора Ивановича Лисицкого, первого
вице-президента ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», является для
них «беспредметным разговором».
Какие же
предприятия получат преференции (в Концепции указана некая сумма средств)
правительства в выполнении государственного заказа? Сегодня этот заказ могут
выполнить только 2 предприятия: николаевский завод им. 61 коммунара и феодосийский
завод «Море». Оба этих предприятия находятся в государственной собственности и плачевном
состоянии. Но они единственные, кто специализируется на военном кораблестроении,
и мог бы (при благоприятных условиях) выполнить заказы государства Украина. Но в
Концепции исполнители не указаны.
Означает ли
это выбор исполнителя Премьер-министром «в ручном режиме»? Мы думаем, что такое
развитие событий вероятно.
Под лозунгом «возрождения
украинского кораблестроения» можно завести деньги, например, на «Черноморский
судостроительный завод», который де-факто принадлежит В.Новинскому. В прошлом
это предприятие специализировалось на военном кораблестроении, а выделение ему
строки в государственном бюджете Украины можно будет использовать на президентских
выборах в 2009 или 2010 годах, в том
числе, и как лозунг «возрождение крупнейшего судостроительного предприятия
Украины».
Вот только
реалистичность и целесообразность этой Концепции вызывает у экспертов ряд
вопросов, ответы на которые позволяют отнести этот документ к очередному популистскому
шагу.
В своей
записке от 26.03.09 на имя Сопредседателя Совета предпринимателей при Кабинете
Министров Украины Оксаны Продан ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром»
в отношении Концепции общегосударственной целевой программы развития
судостроения на период до 2035 года отмечает: «Внимательно рассмотрев выше
указанную Концепцию высказываем свое категорическое несогласие с появление
этого документа в целом и, тем более, рассмотрением его на заседании Правительственного
комитета.
Дело в том,
что Украина на 18 году независимости не имеет целостного представления про
будущее нашего кораблестроения. Нация не знает, какие именно корабли будет
строить Украина, какими сериями и на протяжении какого периода. Именно поэтому нельзя
вести ответственное обсуждение развития кораблестроения и, соответственно, предложенной
Концепции.
Готовы присоединится к обсуждению проекта Программы строительства
кораблей на наших судостроительных заводах, которая, надеемся, будет
разрабатываться».
Александр Диордиев "Морские бизнес-новости Украины" |