27 марта 2007 15:41

Николаевская налоговая со "страшным" лицом

С октября 2006 года Николаевская областная налоговая администрация в лице А.А.Страшного, определила приоритеты на 2007 год, среди которых:
- увеличение налоговой нагрузки на предприятия «минимизаторы»;
- работа с убыточными предприятиями, предприятиями-должниками;
- упреждение случаев незаконного возмещения НДС
Что стоит за этими направлениями работы налоговой администрации и чем это оборачивается для предприятий города и области?


С начала года Анатолий Андреевич регулярно информирует общественность и СМИ об успехах в таких сферах, как „борьба с минимизаторами”, „борьба с незаконным возмещением НДС” и „повышение налоговой нагрузки на предприятия”. Налоговой уже „отработаны” оптовики Николаевской области, строительные предприятия, банки и предприятия экспортеры. Схема работы налоговой проста – проводится ряд проверок на предприятиях, после чего проводится „круглый стол” с должностными лицами предприятий на котором руководство налоговой „грозит пальчиком” и призывает основных „нарушителей”: „увеличить налоговую нагрузку” „не минимизировать налоги” и проч. При этом основным аргументом звучит примерно следующее: „вот вроде, такие солидные люди, а минимизируют налоги”. Для иллюстрации этого достаточно вспомнить историю с Николаевским филиалом банка „Юнекс”, который не соответствовал «высоким» ожиданиям налоговой, поскольку является убыточным.

На пресс-конференции «Результаты работы налоговой службы области за 2006 год» Страшный Анатолий Андреевич отдельное внимание уделил тем предприятиям, которые ещё в прошлом году декларировали свою убыточность, но уже в 2006 году стали прибыльными и внесли в бюджет Украины – почти 12 млн. грн. Благодаря этому значительному достижению, Николаевская ГНА заняла 1 место в Украине по 20 показателям, и была отмечена почётной грамотой премьер-министра Украины. Что же стоит за этой успешной работой с убыточными предприятиями в области?

„работа с убыточными предприятиями”
 При сдаче декларации по прибыли за 2006 год с каждым представителем предприятия проводилась „работа”, а именно, если предприятие декларировало убыток, предприятие заставляли переделывать Декларацию таким образом, чтобы к начислению была определенная сумма, которая должна соответствовать проценту от оборота, в зависимости от вида деятельности.  
Например, предприятия с видом деятельности «Другие услуги, которые предоставляются преимущественно юридическим лицам» должны декларировать  0,6 – 0,8 налоговой нагрузки от оборота, для предприятий с видом деятельности «Торговля» – 1 % и т.д.
Если же предприятие декларировало прибыль, по мнению налоговой, слишком маленькую их, в лучшем случае, заносили в список «минимизаторов», а в худшем заставляли переделывать декларацию с увеличенной налоговой нагрузкой до «нормативной».
Никаких оснований для не принятия Декларации у налоговой не существует. Данные действия противоречат Методическим рекомендациям по взаимодействию между подразделениями органов Государственной налоговой службы Украины при администрировании налога на прибыль, Утвержденным приказом ГНА Украины от 11 декабря  2006 года № 766.
 
Как рассказывают бухгалтера николаевских предприятий: «Если бухгалтер упорствует и не желает исправлять декларацию, его всячески «воспитывают», говорят «не умеете работать - закрывайтесь» или «а вот мы вас прийдем проверим». А затем все равно принимают декларацию в первоначальном виде. Но большинство бухгалтеров не желая «ссориться» с налоговиками переделываю декларации, что позволяет налоговой рапортовать об «уменьшении убыточных предприятий». 
На сегодня такая же практика налоговой существует при приеме Декларации по налогу на добавленную стоимость.

„упреждение случав незаконного возмещения НДС”
Схема возмещения НДС на сегодняшний день у нас такова – предприятие может вернуть НДС, если руководитель «договоривается» с начальником налоговой (уровень начальника зависит от суммы возмещения). Как говорят работники Заводской налоговой – «Нужно уплатить пожертвования для ремонта помещения налоговой». Данный „сбор” составляет 10 процентов от суммы возмещения. При оплате «комиссионных» возврат НДС идет в установленные законодательством сроки. В противном случае идет проверка заявленных к возмещению сумм и, как правило, они уменьшаются в 2-3 раза, а то и полностью урезаются. В этом случае предприятие ждет возмещения НДС очень долго.

Существует схема предоставления предприятиям рассрочки по налоговым платежам, при которой предприятию предоставляется право погашения налоговых обязательств частями в определенный срок (до 6 мес.) . Согласно статьи 14 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и целевыми государственными фондами» № 2181.
Налоговиками предлагается оформить предприятию рассрочку, но на определенных условиях – оплата 10 % комиссионных наличными от суммы рассроченных платежей мытарям. Сама рассрочка предусматривает оплату процентов налоговой в размере не менее 120% учетной ставки Национального банка. Таким образом, в сумме проценты за пользование налоговой рассрочкой составляют порядка 13-14 процентов от суммы рассроченных платежей.

„борьба с предприятиями-минимизаторами”
Не менее доблестно николаевская налоговая борется с «предприятиями-минимизаторами». Осипенко Сергей Васильевич, начальник отдела массово – разъяснительной работы и обращений граждан, уже рассказывал об эффективных мерах борьбы с теми, кто недобросовестно платит налоги. Если на 1 октября 2006 года их насчитывалось 220, то на 1 января 2007 года их количество уменьшилось на 18%, что принесло в казну 70 млн. грн.
Следует отметить, что такого термина в законодательстве, как «минимизатор», просто нет. Основным критерием, который используют при отнесения к таким «бякам» - это работа с частными предприятиями и уровень налоговой нагрузки, ниже «установленного».  При проверке предприятий особое внимание уделяется проверке договоров между юридическими лицами и частными предпринимателями. При этом налоговики пытаются «привязать» термин «обычные цены» к суммам договоров с частными предпринимателями. Это значит, что в валовые расходы предприятие может включить только суммы по договорам с частными предпринимателями, которые они считают «обычными», подкрепляя свои требования к ценообразованию справками из статистики о средних ценах на данный вид деятельности.
Нельзя не отметить, что в соответствии с п.п. 1.20.8 п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли обязанность доказывания того, что цена договора не соответствует уровню обычной цены в случаях, определенных Законом о прибыли, возлагается на налоговый орган. Однако при проведении проверки налогоплательщика налоговый орган имеет право представить запрос, который должен быть составлен в письменной форме на бланке за подписью должностного лица налогового органа, содержать перечень видов продукции, по которым такому налогоплательщику необходимо представить обоснование обычных цен, срок представления этого обоснования. Налогоплательщик в ответе на указанный запрос в соответствии с п.п. 1.20.8 п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли обязан обосновать уровень договорных цен или сослаться на нормы абз. 1 п.п. 1.20.1 п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли. То есть налогоплательщик по собственному желанию может либо обосновать уровень обычных цен или сослаться на то, что его обычная цена определена сторонами договора и соответствует уровню справедливых рыночных цен.
Подпунктом 1.20.10 п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли налоговым органам предоставлено право применить обычные цены для определения базы налогообложения в случаях, предусмотренных законом, независимо от вида хозяйственной операции, осуществляемой плательщиком этого налога, или налогового статуса другой стороны такой операции.
Однако доначисление налоговых обязательств налоговым органом вследствие определения обычных цен осуществляется по процедуре, установленной законом для начисления налоговых обязательств косвенными методами, а для налогоплательщиков, признанных естественными монополистами согласно закону, - также в соответствии с принципами регулирования цен, установленных таким законом.
На основании этого, можно сделать вывод о том, что применить обычные цены при проверке налогоплательщика налоговые органы имеют право, а вот доначислить налоговые обязательства в этом случае не имеют права, поскольку процедуры, утвержденной именно законом, на сегодняшний день нет.
Кроме этого, на наш взгляд, применение косвенных методов в соответствии с п.п. 1.20.10 п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли противоречит нормам п.п. 4.3.1 п. 4.3 ст. 4 Закона № 2181, установившим исчерпывающий перечень оснований для применения косвенных методов. Такое основание, как несоответствие цены договора уровню обычной цены, в нем отсутствует. При этом п.п. 4.3.4 п. 4.3 ст. 4 Закона № 2181 прямо установлен запрет на применение косвенных методов для определения налоговых обязательств налогоплательщиков в случаях, не предусмотренных п. 4.3 ст. 4 Закона № 2181.

Как указано в пресс-релизах ГНА, «в ходе конструктивного разговора руководителей таких предприятий (которые декларируют низкие доходы и уплачивают в бюджет мизерные налогиред.) убеждают в необходимости вносить в бюджет средства в полном объеме, ведь только тогда можно будет обеспечить реализацию всех социальных программ, запланированных Кабмином и Президентом».
Как уверяют николаевские бухгалтера, описанные выше «практики» работы с налогоплательщиками начали активно использоваться после назначения «одесситов» на руководящие должности в областной, городской и районных налоговых инспекциях.
 
Если ваше предприятие сталкивается с подобными действиями сотрудников налоговой службы, которые не удается урегулировать «мирными» способами, вы можете информировать про эти факты сотрудников подразделения по борьбе с коррупцией в ОГНС ГНА в Николаевской области по телефону доверия 50-18-69.
Вы можете также проинформировать о своем опыте взаимодействия с налоговиками «Бизнес-новости Николаева» - тел. 59-18-90, электронная почта [email protected]
 


Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.