03 августа 2007 15:28

Экономика,а не экология-истиная причина румынских претензий к украинскому ГСХ "Дунай-Черное море"

Речная администрация Нижнего Дуная г.Галац уменьшила транзитные сборы по Сулинскому каналу. Таким образом, начиная с 31 июля операторы морских судов, которые проходят транзитом Сулинский канал, оплачивают сборы на 50% дешевле от обычных ставок. Этому событию предшествовал цикл высказываний румынских чиновников в местной прессе, по которым можно сделать выводы о возможных ходах Румынии по саботированию проекта ГСХ «Дунай-Черное море».


Как сообщает румынская газета «Аcum»  30/07/08 в материале «Быстрое снижает сборы по каналу Сулина»  со ссылкой на руководство Речной Адмнистрации Нижнего Дуная, такое решение было принято в связи с активной работой ГСХ «Дунай-Черное море». Напомним, только за последний месяц по украинскому судовому ходу прошло более 100 судов разного водоизмещения. Среди прочих преимуществ ГСХ «Дунай-Черное море» можно выделить относительно низкий уровень единого сбора – 0,14 долларов за кубический метр судна. Речная Администрация Нижнего Дуная надеется, что 50-ти процентный демпинг позволит удержать от падения количество проводок судов по Сулине. Таков скромный итог конкуренции между Украиной и Румынией за грузопотоки Европы.

Если ранее румынская сторона всячески старалась не допустить реализации стратегического для Украины проекта ГСХ «Дунай-Черное море», мотивируя это его негативным экологическим влиянием на дельту Дуная, то после недавних Украинско-Румынских консультаций, примечателен комментарий газете « Romania Libera» (от 7.07.2007) известного гидролога работающего в ведущем мировом институте гидробиологии и океанографии США ( Woods Hole Oceanographic Institution USA) Ливиу Гошана, специализирующегося по Черному морю и реке Дунай: «Мы должны сделать украинцев нашими друзьями. Они жаловались, что платят миллионы долларов за прохождение по нашим каналам. Предоставим им бесплатный проход. Более того, можно попробовать администрировать судоходный канал Сулина совместно с другими заинтересованными европейскими государствами».

Впрочем, столь миролюбивые настроения присущи исключительно научным деятелям, что же касается должностных лиц, например, представителя румынского МИД Вероники Ангел, заместителя начальника уездной инспекции пограничной полиции Тульчи Дору Аксинте и заместителя префекта Тульчи Александру Балога, то их позиция остается крайне агрессивной.

Представитель МИД Румынии Вероника Ангел заявила в интервью газете «Objective Jurnalul de Tulcea» (от 20.07.07) , что вариант строительства ГСХ «Дунай-Черное море» по Быстрому - самый плохой из всех возможных и обвинила Украину в игнорировании требований ЮНЕСКО. алицо яркое желание сохранить контроль над  можно попробовать администрировать судоходный канал Сулина совместно с другими заинВ этом же издании днем ранее (« Objective Jurnalul de Tulcea» от 19.07.07), Александру Балога заявил, что украинская сторона игнорирует международные экспертизы, правда не уточнил, какие именно. Через 8 дней после этого материала, в этом же издании выходит интервью г-на Дору Аксинте, из которого следует, что с помощью ЕС Румыния принимает меры по совершенствованию наблюдения на границе с Украиной. А именно:

- планируется ввести систему SCONMAR, что позволит круглосуточно контролировать водное, надземное и воздушное пространство на румынском побережье и в пограничной полосе.

- внедрить интегрированную систему по наблюдению за границами Румынии и Дунаю и Дельте Дуная (использование сенсорной системы по течению реки, инфраструктуру связи, центр управления и контроля, а также единицы транспорта реагирования), что позволит румынским пограничникам разведывать самые труднодоступные места и зоны на данных участках. Эта система будет интегрирована с системой менеджмента прохождения судов по Дунаю RO- RIS, которая создана Министерством транспорта Румынии.

Даже трудно сказать, кто из румынских чиновников не высказался негативно о проекте строительства ГСХ «Дунай-Черное море» по гирлу Быстрое. Удивляет тот факт, что на подобные высказывания никак не реагируют украинские чиновники, в первую очередь МИД, поскольку эти высказывания не отражают реального положения в отношениях Украины с международными организациями и Европейским союзом и создают негативное отношение к проекту со стороны граждан Румынии.

Заставляют насторожиться не столько высказывания этих лиц, сколько внедрение новой системы контроля за прохождением судов по Дунаю. В контексте успешной работы украинского ГСХ это придает дополнительную актуальность решению проблемы демаркации пограничных зон. Уже сейчас можно предположить, что нерешенная проблема статуса о.Змеиный еще острее станет при проводках украинских судов через спорные акватории. Если эту проблему не решить уже сегодня, то в будущем Румыния может выдвигать претензии судовладельцам и Украине за нарушение границ и, таким образом, саботировать работу 7-го транспортного коридора. 

Нельзя не отметить трогательное единодушие румынских чиновников (ученые не в счет) в вопросе защиты национальных интересов Румынии. Умеют же люди…

 

Александр Диордиев 


Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.