20 августа 2007 14:28

«Регионалы» играют с коммунистами в порты

Спустя месяц после создания концерна «Укрморпорт» ситуация в отрасли доведена до абсурда. Сейчас предприятие, объединившее 20 морских торговых портов, формально подчинено Кабинету Министров, его работу курирует вице-премьер Андрей Клюев. При этом руководители портов до сих пор не знают, чьи указания должны выполнять. С одной стороны, контракт с ними подписывал министр транспорта, а с другой — требует подчинения гендиректор концерна Сергей Климов. При этом в некоторых портах работают по два начальника параллельно, а в порту Южный — чуть ли не три одновременно.


Действующий начальник этого порта Александр Гондза был назначен Николаем Рудьковским. Недавно в судебном порядке восстановился на этой же должности Владимир Березняк, назначенный еще в бытность министром транспорта Евгением Червоненко. С Березняком нынешний запорожский губернатор был связан еще по работе в Госрезерве. А перед назначением в порт Южный Владимир Березняк руководил Кулиндоровским хлебокомбинатом. Попытку привести своего человека на должность исполняющего обязанности начальника порта может предпринять и генеральный директор концерна Сергей Климов. Правда, пока стремления Климова убрать Гондзу не увенчались успехом. Объявленные выговоры начальник порта оспаривает. Например, в одном из них управленцу ставится на вид нарушение правил внутреннего распорядка, о котором «стало известно из средств массовой информации». Поговаривают, что «нарушением» стало посещение начальником порта бассейна в рабочее время. При этом, по мнению некоторых экспертов, реальным поводом для конфликта с Сергеем Климовым стало увольнение Александром Гондзой своего заместителя Владимира Васильева. По информации «k:», Васильев якобы ездил в Киев втайне от своего руководителя и вел переговоры с Климовым о своем назначении начальником порта.


Не обделены вниманием руководства «Укрморпорта» и другие морские порты, в частности Мариупольский, Севастопольский, Феодосийский, Евпаторийский и Николаевский. На прошлой неделе Виктор Янукович подписал распоряжение об отмене приказов Минтранссвязи №№544, 587, 591, 610 и 611, согласно которым были проведены конкурсы по назначению начальников Мариупольского и Севастопольского портов, а также восстановление по решению суда начальника Николаевского порта. Правда, это распоряжение Кабинета Министров №644-р от 9 августа, которым располагает редакция, на момент сдачи номера еще официально опубликовано не было.

В отношении начальника Николаевского порта Василия Капацыны ситуация довольно забавная. Он восстановлен в должности министром транспорта, с которым осенью прошлого года жестко конфликтовал вплоть до отставки. Теперь же выясняется, что в процедуре увольнения были допущены нарушения (хотя Капацына был вынужден написать заявление об уходе по собственному желанию). При этом у Василия Капацыны с Сергеем Климовым отношения сложились еще более напряженные, чем с Рудьковским. Так что не исключено, что его восстановление может стать дополнительным фактором в противостоянии Минтранссвязи с концерном.

Если в большинстве портов ведется борьба за влияние, то в Евпаторийском порту дополнительным фактором является лоббирование интересов частных компаний, занимающихся добычей песка на Донузлаве. Еще с осени 2006 года («k:» №24, 2007) на предприятие оказывалось серьезное давление, целью которого являлось намерение крымских властей забрать у государственного порта самый прибыльный объект, приносящий около 80% доходов. К борьбе с портом подключили природоохранное ведомство и даже пожарных. В итоге Евпаторийскому порту удалось во многом нейтрализовать притязания на свой песчаный бизнес.

В конце июля Сергей Климов одним из своих первых приказов назначил исполняющим обязанности начальника этого порта Андрея Пелюховского. Правда, назначенный ранее Рудьковским исполняющим обязанности начальника Евгений Гондза (сын Александра Гондзы. — Ред.) с этим не согласился, и у предприятия теперь формально два руководителя. В уставе концерна «Укрморпорт» предусмотрено, что начальники портов назначаются по согласованию с профильным вице-премьером, то есть Андреем Клюевым. Правда, неясно, распространяется ли эта статья устава на «исполняющих обязанности». Напомним, что с Пелюховским связан скандал в бытность его руководителем Херсонским портом в 2004 году. Пробыв четыре месяца начальником порта, осенью 2004-го он уволился по собственному желанию, но весной 2005 года решил восстановиться через суд. Это привело к массовым протестам со стороны профкома и трудового коллектива. Профсоюзные активисты тогда заявляли о многочисленных финансовых нарушениях, которые успел совершить молодой начальник. Кроме того, Андрея Пелюховского обвиняли в предоставлении при устройстве на работу в порт фальшивого диплома Киевского национального университета имени Шевченко. Правда, в итоге возбужденное против него уголовное дело было закрыто.

Первые шаги Пелюховского в Евпатории достаточно показательны. За месяц до его назначения порт и Мирненский сельсовет подписали договор о выделении порту 7,5 га на берегу Донузлава. На эту территорию порт намерен вынести из Евпатории паромный комплекс. Одна из компаний, добывающая по договору с портом песок, должна оплачивать в бюджет сельсовета по 2 грн. за каждую тонну добытого песка. В результате мощность паромного комплекса увеличится в четыре раза, кроме того, грузовой автотранспорт выведен из курортной зоны и центра Евпатории. Но Андрей Пелюховский решил проект предшественников подкорректировать, и теперь уже под его реализацию создается новая фирма.

По одной из версий назначение гендиректором концерна близкого к коммунистам Сергея Климова было одним из тактических ходов «регионалов» по поддержке КПУ и влиянию на союзников по коалиции. В то же время финансовые поступления в казну концерна смогут начаться только в середине октября, так как согласно уставу 7% прибыли порты перечисляют концерну по итогам каждого квартала. Пока же нынешние беспорядок и двоевластие в отрасли не добавляют авторитета и материальных дивидендов ни «регионалам», ни коммунистам.

При этом выбранный главой правительства способ разрешения ситуации нельзя назвать оптимальным. Виктору Януковичу не обязательно было отменять пять кадровых приказов министра. Достаточно было бы внести в распоряжение о создании концерна и постановление об утверждении его устава изменения о необходимости привести все нормативные акты в соответствие с этими правительственными решениями. Прежде всего в положение о Минтранссвязи, а также в уставы самих портов, где записано, что органом управления имуществом является Министерство транспорта и связи. Но по каким-то причинам столь очевидный для решения проблемы шаг правительство не делает, чем явно может быть недоволен Петр Симоненко.

Александр Арбузов, газета „Комментарии”

От редакции "БН": Дополнением к этому материалу можно считать указание, озвученное премьер-министром В.Ф.Януковичем Николаевскому губернатору Алексею Гаркуше во время визита в Николаевскую область, "разобраться" с назначением/увольненим В.Капацины. Николаевский морской торговый порт снова становится разменной монетой в предвыборных играх. Увы...



Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.