19 февраля 2007 17:19

«Дельта-лоцман» и его правда

Данила Багров, герой культового кинофильма „Брат” как-то спросил американца:- в чем сила? В деньгах? Нет, американец, сила в правде. Живой пример – история государственного предприятия «Дельта-лоцман». В ней было все: и яркие взлеты и черные полосы. И даже решение о ликвидации, принятое киевскими чиновниками. Но есть такое понятие, как справедливость. И она восторжествовала. Наперекор всему. Сегодня ГП "Дельта-Лоцман" исполнилось 9 лет со дня государственной регистрации.


Оглядываясь назад

История эта началась в 1996 году с создания Ассоциации лоцманов Украины. К тому времени взаимоотношения портового начальства с лоцманами вконец испортились. В некоторых случаях доходило до забастовок. И это неудивительно. Аристократия моря, капитаны дальнего плавания, старпомы, штурманы, ставшие впоследствии лоцманами - люди, отдавшие свои лучшие годы служению флоту, и сегодня считаются кастой морской профессии со своим повышенным чувством собственного достоинства. А тогда руководство многих портов на это не обращало внимание. Думали: есть лоцманы – пусть работают. А в каких условиях – не так уж и важно. Естественно, что при таком подходе многие лоцманы влились в новую организацию, призванную защитить их интересы.

Идея Ассоциации трансформируется в проект создания специализированного государственного лоцманского предприятия. И вот, два года спустя первая команда Виктора Бездольного занимает две комнаты в Днепро - Бугском морском порту.  «Жигули», печатная машинка, компьютер - работа начинается. К лету в состав государственного предприятия «Дельта-лоцман» переходят почти все лоцманы Единой морской лоцманской и лиманской служб.

Некоторые думают, что «Дельта-лоцман» познало манну небесную. Получило все и сразу. Может, так и бывает, но не в случае с Виктором Бездольным. Есть такое выражение STEP-BY-STEP. Чтобы достичь желаемого, следующую ступень нужно преодолеть, а не перескочить. Сначала - комплектование локальной службы, обслуживание судов в зоне ответственности между портом Южный и николаевскими портами. Затем создание региональной сети, собственного научно-технического комплекса, отраслевого тренажерного центра, включение в состав предприятия портовых лоцманских служб, ввод в эксплуатацию глубоководного судового хода Дунай - Черное море. На это уходили годы. Ставились новые цели. Предприятие уверенно ложилось на выбранный курс, и, казалось, что остановить этот процесс будет невозможно.

Но человек предполагает – Бог располагает. В 2005 году на пути «Дельта-лоцман» возникла непреодолимая преграда. Новое руководство Министерства транспорта и связи приняло решение о разделении предприятия. Что стояло за этими планами – выяснилось позже, когда «Дельта-лоцман» без выведенных из его состава лоцманов захотели передать в один из портов. С последующим растворением в его структуре. Контракт с директором к тому времени был уже расторгнут. И хотя Виктор Бездольный сразу же приступил к отстаиванию своих интересов в суде, бюрократическую машину привели в исполнение – методично, кирпич за кирпичом разрушалась созданная система, признававшаяся многими специалистами за рубежом как безусловное достижение Украины.

Эксперты тогда говорили, что раскол и дробление единой системы обеспечения безопасности судоходства нанесет вред Украине, поставит под сомнение выполнение ею своих международных обязательств и стандартов мореплавания. В министерстве тогда к этим мнениям не прислушивались.

Постепенно лег на дно и Дунайский проект. Полтора года бездействия почти погребли его в бюрократической трясине. Новейшие разработки в области регулирования движения судов, получившие высокую оценку представителей Евросоюза, остались лежать мертвым грузом.

Справедливо ли это? - задавались вопросом лоцманы. Многие из тех., кто начинал с Бездольным, вставали на защиту правды. Судебные тяжбы, пикеты, профсоюзная борьба – многое пришлось испытать, прежде чем правда восторжествовала. Новое руководство отрасли пересмотрело решения своих предшественников. В сентябре 2006 года Виктор Бездольный был восстановлен в должности директора ГП «Дельта-лоцман», а самому предприятию предоставлен статус головной структуры, отвечающей за безопасность судоходства в прибрежных водах страны.

Набирая ход

Многое изменилось. Полтора года бездействия и угрозы дробления предприятия сказались на психологии людей, считавших работу в «Дельта-лоцман» высокооплачиваемой, а главное – стабильной. Идет болезненный процесс переоценки ценностей, глубокой ржавчиной въелась бумажная волокита, многое приходится начинать сначала. Но директора это не пугает. Он, как и 9 лет назад, вновь поднимает людей в атаку.

Штурмовать есть за что. Предприятие, чья философия определяется словом «вперед», преодолев полуторагодичную инерцию застоя, ставит перед собой новые задачи. Приходится менять сам базис организации работы. Для этого улучается вертикаль управления, повышается уровень ответственности. Созданы и развиваются четыре службы, отвечающие за основные направления работы – лоцманское обслуживание, регулирование движения судов, эксплуатацию каналов и специализированный флот, осуществляющий доставку и снятие лоцманов. Ликвидировано лишнее администрирование. Все остальные подразделения являются вспомогательными и организованы по функциональному признаку в виде управлений: финансово-экономическое, бухгалтерского учета, дохода, инжиниринга и обслуживания. Переход к такой структуре управления позволил отказаться от дополнительных и необязательных элементов управления - администраций филиалов, а также от несвойственных предприятию функций и работ.

Первое, чего коснулись изменения, стал проект ГСХ «Дунай - Черное море». Он наконец-то ожил. В Законе о Госбюджете на 2007 год появилась цифра – 77 миллионов гривен. Естественно, этих денег хватит лишь на достройку защитной дамбы и поддержание канала. Для восстановления в полной мере судоходства на украинском Дунае средств нужно куда  больше. Но главное, что в правительстве это понимают. Там уверены, что с возрождением ГП «Дельта-лоцман» проект с технической точки зрения будет доведен до логического конца. Во всяком случае, сегодня уже никому не приходится доказывать, какую пользу он принесет как для Украины в целом, так и для Придунавья – большой полоски земли на юге Одесской области с населением в несколько сот тысяч человек.

Репутация директора „Дельта-лоцман” в морских кругах, а также кредит доверия, выданный ему руководством отрасли, делают возможными создание новых проектов, за реализацию которых берется предприятие. В частности, оно названо координатором работ по созданию Единой системы поиска и спасения на море. До последнего времени никто этой работой в Украине системно не занимался. Между тем, международные конвенции, ратифицированные нашей страной, предусматривают ответственность в этой сфере. «Дельта-лоцман» готово взвалить эту ответственность на себя. Процесс начат в двух направлениях. Первое - завершение реализации комплексной системы мониторинга судоходной обстановки в Азово-Черноморском бассейне Украины, как первоосновы, базового источника информации для системы поиска и спасения людей и грузов, терпящих бедствие на море. Предполагается, что данная система мониторинга информационно объединит все государственные службы, так или иначе связанные с судоходством, а также МЧС, Военно-морские силы и Государственную пограничную службу.

Второе направление – создание на базе ГП «Дельта-лоцман» единого общенациональным центра сбора, обработки и адресного предоставления необходимой информации. Наработки для этого у предприятия есть. Не хватает нормативно-правовых документов и решений на уровне Кабинета министров. Виктор Бездольный уверен, что все это будет подготовлено уже в этом году.

С возрождением предприятия в Николаеве по-новому заговорили и о возможности создания в регионе Днепро - Бугского транспортного узла. Для этого есть все предпосылки – уникальное географическое положение, молодые развивающиеся порты, современная система обеспечения безопасности судоходства. При серьезной подготовке проекта и соответствующей поддержке правительства, проект способен привлечь крупные инвестиции. Для региона преимущества налицо:  углубление БДЛК до 14,5 метров для прохода стотысячников, модернизация действующих и строительство новых глубоководных причалов, создание крупного современного контейнерного терминала и толчок к развитию транспортных коммуникаций. Выгода и для Украины – накануне вступления во Всемирную торговую организацию государство получит на своем юге новый мощный плацдарм для увеличения роста транзитных грузов.

Если кто полагает, что речь идет о наполеоновских планах – глубоко ошибается. В «Дельта-лоцман» не принято объявлять о новациях и ожидать, как на них отреагируют. За словом тут же следует дело. Наверное поэтому за Виктором Бездольным трудно поспеть: сегодня он в Одессе, завтра в Киеве, послезавтра опять в Николаеве. Для него это действия, направленные на достижение результата. И он дает о себе знать.

***

Девятую годовщину предприятие встречает по-особенному. И объяснение этому, пожалуй, одно – пережив все кульбиты судьбы, коллектив выстоял, остался на плаву. Здесь верят в своего директора, в его инициативы и надеются, что период акклиматизации к новым условиям работы скоро закончится.

Сам же руководитель, отвечая на вопрос, когда было труднее, вначале или сейчас, говорит откровенно: и тогда было сложно, и сегодня нелегко, а по некоторым аспектам даже труднее. Коллектив осознает, что стоят сложные текущие задачи по разбору завалов плюс реализация новых планов и проектов. Они всегда у  ГП «Дельта-лоцман» были, остаются и будут серьезными, просчитанными и амбициозными. А как же иначе – сила ведь в правде.

 


Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

2007-02-20 15:28:29 aaaaaa

Я удивляюсь автору - как сохранился - советская школа чувствуется - так воспевать героические стройки и свершения. Еще бы добавил как "космические корабли бороздят..."
В случае с Дельта-Лоцман правда как раз у того, у кого больше власти.
Дело в том, что специализированное лоцманское предприятие превратилось в монстра-монополиста, которому нипочем и порты, и капитан порта, да и все Министерство Транспорта.
Лоцмана должны заниматься лоцманским обслуживанием судов, а не руководить отраслью.

***