В ходе
расследования было выяснено, что указанные компании необоснованно повысили цены
на свою продукцию, имея достаточный запас сырья для производства подсолнечного
масла, сообщает АПК-информ.
С конца июля
по октября в 2007 г. середневзвешеные цены на подсолнечное масло в Украине
выросли более чем на 60%. Поскольку эти обстоятельства могли быть следствием
нарушения конкуренцийного законодательства участниками рынка масла, АМКУ в
октябре в 2007 г. возбудил дело по факту почти одновременного повышения цен на
упомянутую продукцию.
Как выяснил
АМКУ, кроме объективных факторов резкого подорожания масла, имели место и
ценовые злоупотребления. Ведь, цены выросли даже на масло, изготовленное из
семян прошлогоднего урожая. В рамках расследования прыжка цен на масло, АМКУ
проверил всю цепочку: от производителей семян подсолнуха к поставщикам масла в
розничную торговлю. Комитет исследовал деятельность 26 предприятий, среди
которых были как отдельные производители масла, так и те, которые входят в
мощные группы, представленные на этом рынке. Большинство из этих групп имеет
разветвленную систему по всей стране и собственную торговую марку. Мощные
производители масла сконцентрированы в Днепропетровской, Винницкой, Донецкой,
Запорожской, Кировоградской, Харьковской, Херсонской, Одесской и Полтавской
областях. Вместо этого, Закарпатская, Николаевская, Львовская области, Киев и
Севастополь не имеют собственных производителей масла вообще.
По предыдущими
результатами расследования, под подозрение в нарушении попали наиболее мощные
производители подсолнечного масла для внутреннего рынка — ДП с ІІ «Сантрейд» и
ООО «Кернел-трейд», которые реализуют продукцию через собственные
дистрибьюторские сети по всей территории страны под торговыми марками, в
частности, «Олейна», «Щедрый дар», «Зарница», «Чумак», «Золотая Капелька» и
тому подобное.
25 декабря в
2007 г. АМКУ возбудил дело за признаками злоупотребления монопольным положением
ДП с ІІ «Сантрейд» и ООО «Кернел-трейд». АМКУ установил, что за результатами
2006-2007 маркетингового года они занимали доминирующее положение на
общегосударственном рынке масла с совокупной частицей свыше 50%. При этом,
ценовая политика этих компаний летом прошлого года не отвечала объективным
событиям на рынке, связанным с ростом цен на семена подсолнуха нового урожая.
Ведь отмеченные операторы имели достаточные объемы семян прошлогоднего урожая,
из которого и изготовляли и реализовывали масло в этот период. То есть,
воспользовавшись своей рыночной властью, «Сантрейд» и «Кернел-трейд»
необоснованно завышали цены на масло на протяжении июля-августа 2007 года. В то же время, частицы других производителей
масла сравнены незначительные, что не позволяло каждому из них отдельно делать
конкуренцию двум отмеченным компаниям и значительно влиять на ценовую ситуацию.
Как известно,
за злоупотребление монопольным положением конкуренцийне законодательство
предусматривает наложение на предприятие-нарушителя штрафа до 10% годового
дохода. В случае непредоставления ответчиком информации относительно размера
выручки законодательство предусматривает наложение на нарушителя штрафа до 20
тыс. необложенных налогом минимумов доходов граждан
ООО
"Кернел Трейд Украина" входит в международную группу
"Кернел". В состав компании входит 5 агропредприятий, арендующих 12
тыс. га земли, 23 элеватора и 2 маслоэкстракционных завода (Полтавский и
Меловской, Луганская обл.), производящих продукцию под торговыми марками
"Стожары" и "Щедрый Дар". В 2007 г. компания получила
чистую прибыль в размере 31,72 млн грн.
|