30 октября 2009 15:40

Максим Оленицкий: Для «Сластены» кризис – это хорошее время для перемен

Один из руководителей николаевской производственно-коммерческой фирмы «Сластена» Максим Оленицкий рассказал в интервью изданию «Бизнес-новости Николаева» о ситуации, которая на сегодняшний день существует на рынке кондитерских изделий и о работе своего предприятия.


- Как давно существует Ваше предприятие, и с чего оно начиналось?

 

- Началось все давно, с 1990 года. Наш генеральный директор – специалист, она всегда занималась кондитерским делом. Сначала она была просто кондитером, потом начальником цеха, затем стала работать как частный предприниматель. Начинали с арендного предприятия, коллективного, потом оно стало обществом с ограниченной ответственностью и через некоторое время его преобразовали в производственно-коммерческую фирму «Сластена». Сейчас это семейный бизнес, здесь 3 учредителя и все – одна семья.

Начиналось все нелегко, тогда было время «Марсов», «Сникерсов», люди отошли от нашего, традиционного. Приходилось закупать сырье маленькими партиями, а продукцию делать самим. Но вскоре предприятие стало развиваться.

 

- Какую часть кондитерского рынка Николаева вы сегодня занимаете?

 

- У нас своя фирменная сеть, мы особо не распространяемся на супермаркеты и магазины. Основное ударение мы делаем на заказные торты: на свадебные, на корпоративные, где нужен индивидуальный подход, где можно показать весь свой профессионализм, мастерство, фантазию и качество, а также стиль, благодаря которому, продукцию кондитерского дома «Сластена» тяжело спутать с какой-либо другой. Как мы часто слышим от своих клиентов – это украшение любого банкета.

Раньше у нас было 6 магазинов, сейчас осталось 3. Из-за кризиса пришлось сократить их количество.

 

- Что изменилось в кондитерском бизнесе с вашей точки зрения  с началом кризиса?

 

- Кондитерская отрасль очень сильно страдает от кризиса. Спад сейчас составляет 25-30%. Наша продукция – не товар первой необходимости, это своего рода роскошь. Это не хлеб, не мясо, не молоко. Люди не купят торт к чаю, когда нет хлеба. Поэтому нам, как и всем, тяжело.

 

- В связи с кризисом Ваши потребители изменили свои предпочтения?

 

- Наши постоянные клиенты остаются с нами, это показывают  в основном праздники  Новый год, 8 марта, Пасха. Мы стараемся быть доступными всем, но я не могу сказать, что наша продукция стоит недорого. Цена соответствует тому, что мы туда вкладываем, это только натуральное сырье, коньяк, ликер, экзотические фрукты. Это все стоит денег.

 

 

- Какие проблемы у вас существуют на сегодняшний день?

 

- Прежде всего, это госстандарты. Есть крупные предприятия, которые работают на массового потребителя, которые возят свою продукцию по Украине, смотрят в Европу. Они должны быть стандартизированы, у них должны быть регламенты закладки сырья и всего прочего. А мы выпускаем продукцию штучно, 1-2 единицы в смену. Это продукция, которая делается на заказ. Клиент четко говорит, что он хочет. Как мы можем попасть под стандарт? Например, у нас технологическая карта на одни ингредиенты, а заказчик говорит: «Я это не люблю, у меня у детей аллергия на этот продукт, мне нужно вот это, а все остальное меня устраивает». И это считается нарушением стандарта, доходит до абсурда.

Для того чтобы зарегистрировать новую товарную единицу, нужно, как мы говорим, пройти «9 кругов ада». Нужно сделать изделие, потом пройти дегустационную комиссию одну, вторую, затем пройти несколько лабораторных исследований. Регистрация одной новой единицы обходится  в сумму где-то около 5 тысяч гривен. По времени этот процесс занимает около месяца.

 

 

- Как складываются отношения с контролирующими органами?

 

- Периодически проводятся проверки. Не могу сказать, что это бич. «Сластена» зарекомендовала себя как предприятие, работающее в рамках, установленных контролирующими органами.

 

- Что нового происходит в работе отраслевого совета по вопросам пищевой промышленности, в который входит ваше предприятие?

 

- Поначалу мы  загорелись, но сейчас я не очень доволен его работой. На нас возложили определенную функцию, нам вроде бы дали полномочия, но мы – предприниматели, мы должны работать, прежде всего. Мы не можем бросить производство.

Все кондитера Николаева обратились в «Николаевоблэнерго». Раньше аванс за электричество нужно было заплатить за месяц, сейчас уже за два. Плюс за прошедший месяц. Как можно сейчас в кризис, если за электричество, скажем, получается 30 тысяч гривен в месяц, заплатить 30 тысяч плюс еще за 2 месяца. То есть, 90 тысяч  нужно отдать, чтобы работать. А будешь ли ты работать еще 2 месяца?

Клиенты, которым мы отпускаем продукцию, тоже хотят, чтобы мы ждали деньги. То есть, мы отдали продукцию без предоплаты, за электричество отдали авансом, а деньги брать негде, кредиты не дают сейчас.

Уже прошло 3 месяца, облэнерго нам ничего не ответило, в горисполкоме не разъясняют, как это должно происходить.

 

 

- Если у человека есть стартовый капитал, желание работать в этой сфере, специалисты, насколько сложно сейчас открыть кондитерский бизнес?

 

- Это может занять около года. На закупку, установку оборудования, ремонт помещения уйдет около 2 месяцев. Остальное время занимают согласования: «Николаевгаз», санстанция, госпожарнадзор…

 

 

- Кто ваши основные конкуренты в Николаеве?

 

- Мы смотри на  «Сотку», «Цукерню». Это те, кто нам интересен.

 

- «Сластена» участвует в выставках?

 

- Раз в год мы принимаем участие в региональной выставке, периодически во всеукраинских. Наша фирма занесена в реестр лучших производителей Украины, получила знак «Высшая проба». Кроме того, в 2005 году выиграли в «Именах года» в номинации «Лучшее предприятие». Планируем 6-8 марта 2010 года поехать в  Париж, где пройдет Международный чемпионат мира по кондитерскому искусству. Хотим посмотреть на тенденции, оценить свои силы.

 

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы кондитерского рынка?

 

- Будем надеяться на лучшее. Мы пережили один кризис, переживаем второй. Включаем все свои рычаги, механизмы, мы не новички в этом деле. Сейчас мы стараемся, сохранив качество продукции, уменьшить ее себестоимость, чтобы для людей она была доступной, и нам было выгодно работать. Пусть не будет высокой рентабельности, но будет стабильность. Ведь у человека иногда есть повод, чтобы подарить себе кусочек праздника

 

- Каковы Ваши планы развития на ближайшее будущее?

 

- Сейчас мы хотим сделать реконструкцию нашего здания, пока сократились объемы производства. Поэтапно будем расширяться. Планируем запустить линию по производству шоколада. Мы хотим делать  эксклюзивные шоколадные изделия.  Есть желание сертифицироваться по системе ISO. Кризис – это хорошее время для перемен. 

 

 


Автор: Светлана Яремчук

Похожие новости

Комментарии

2010-07-30 20:17:15 максим

slastena mk. ua

***
2010-03-12 14:12:35 Елена

Максим, а Вашего предприятия сайт?

***
2009-11-09 20:32:25 александр оленицкий

максу привет из донецка !от дальней родни был уверен кто должен заниматься сладостями

***