О чем пишут? Решают шекспировский вопрос: быть или не быть
каналу в гирле Быстрое.
Честно говоря, ответ на этот вопрос давно дала сам природа: по гирлу испокон
века ходили мореходы, рыбаки, военные флотилии, и путь из Дуная в Черное море
успешно служил «во славу Отечества», в том числе и в советские времена.
Где-то в 50-е годы гирло Быстрое приобрело статус
военно-стратегической артерии, а торговый флот вынужден был тогда искать
обходные пути.
Потом, когда наступила эпоха всеобщей любви и мирового партнерства, военные из
гирла ушли. В 70-80-е годы была идея почистить канал (Дунай – река с
характером и с самым большим содержанием взвесей, которые оседают в устье), но
она не была поддержана в «верхах», а уж в 90-е годы вообще
затерялась – среди прочих первостепенных проблем.
Но ни сам Дунай, ни гирло Быстрое, ни, тем более, Черное море, не знали о
потрясениях на геополитической карте мира. Они продолжали существовать.
Когда же у власти дошли руки до этой проблемы, начали происходить странные
события.
Моряки и их смежники горячо доказывали: надо использовать природные условия
гирла Быстрого, которое имеет природную глубину и ширину для прохода морских
судов и судов «река-море» в украинские морские порты Рени, Измаил и Килия, а расчистку
сделать только на морском баре - это принесет экономическую и политическую
выгоду государству в целом и всему югу Одесской области, в частности. Расчеты,
диаграммы, сравнительные таблицы прилагались. Различные НИИ, всевозможные
экспертизы и многочисленные комиссии подтверждали: Украине этот водный путь из
Дуная в Черное море нужен.
Но тут внезапно выяснилось, что существовавший испокон веков удобный судоходный
путь – это, по мнению экологов, «смертельная угроза» уникальной
природе Дунайского биосферного заповедника. Вот так.
Попытаемся разобраться в мифах и реальности. То, что природа Дунайской
дельты уникальна, ясно всем. Вообще-то природа любого кусочка (или уголка, если
угодно) земли уникальна, и ее надо беречь. Но все хорошо в меру. Румыния, например, – очень
европейская страна, которая с трепетом относится к окружающей среде, однако без
истерики. Подтверждением тому служит как состояние ее биосферного заповедника
«Дельта Дуная», так и успешно работающие три румынских судоходных канала из
Дуная в Черное море. Специалисты утверждают, что эти каналы построены не в
самых благоприятных с точки зрения гидрографии местах, но Румынию почему-то это
не смущает: каналы – это не только выход из Дуная в море, но и потоки
денег в бюджет, и инфраструктура региона, и международный имидж, и внутренняя
стабильность. Экологи в Румынии тоже есть, но они не перекрикивают политиков,
не мешают работе транспортников, не обвиняют всех и вся во всевозможных
прегрешениях и преступлениях.
Итак: в Румынии имеются три искусственных канала, и строится четвёртый,
а в Украине не надо ничего строить в дельте, и тем более - в заповеднике, а
необходимо прорыть канал в морской части гирла Быстрого.
То есть, Румынии выход из Дуная в Черное море нужен, и не один, а несколько.
Для этого переносятся границы зон заповедника, строятся искусственные каналы,
перераспределяется водный поток – и все это во имя национальных интересов.
А что же мы? Оказывается, в своем доме мы – не хозяева! Лишь только
было заявлено, что наша страна планирует расчистить морской бар, как тут же
встрепенулась «мировая общественность»: как так? Природа гибнет, рыбки дохнут,
птички чахнут, икринки – и те исстрадаются!
Алле, мировая общественность! Мы – в своем доме расчищаем собственный
угол! Хотите посоветовать? Послушаем. Но – не более! И
вообще – почему весь сыр-бор вокруг украинского судового хода? Или в
румынской части биосферного заповедника волноваться экологам уже не о чем?
Двойные стандарты, однако...
Нехорошие слухи о том, что украинские экологи «отрабатывают» какие-то
иностранные гранты, мы повторять не будем: при передаче денег не
присутствовали, во время переговоров экологов с кем-то бы то ни
было – тоже, поэтому утверждать не вправе. Можем лишь предположить,
что борьба наших защитников природы с нашим же каналом – результат
рокового заблуждения. Факт тот, что полемика вокруг «нужности» украинского
судового хода не утихла даже после начала работ по его расчистке.
Теперь немного подробностей. Помните: «как вы лодку назовете, так она и
поплывет»? Нечто подобное мы имеем в Быстром.
Название это – полная характеристика природных качеств идеальной (по
утверждению специалистов) транспортной артерии в устье Дуная: скорость течения
здесь такова, что скорость заиливания минимальна.
Протяженность – также минимальна, что выгодно мореходам (это было
подтверждено на практике, но об этом чуть ниже). А ширина такая, что Быстрое
может «работать» в обоих направлениях и круглосуточно. И
главное – природная глубина не меньше 10 метров, то есть,
углубление делать не нужно.
И все было бы «по-быстрому», если бы проект расчистки канала кто-то (для
солидности? по незнанию?) не назвал строительством глубоководного судового
хода. Звучит? Да. А уж эхо какое! Заволновались и свои, и соседи. И даже
Америка занервничала: а что это там строят в дельте Дуная? Наверное, Дунай с
Миссисипи перепутали – говорят, американцы с географией не очень
дружат.
«Зеленые» закричали: мы перед бульдозерами ляжем, чтобы канал не рыли!
Рассказывают, одна славная девочка (которая, вроде бы, Дунай только на карте
видела) с Западной Украины так здорово рассказала миру, почему нельзя Быстрое
чистить, что ей даже международную премию дали.
Но вернемся к дальнейшим событиям. Первая очередь «глубоководного судового
хода» завершилась торжественным открытием канала, почти сразу же после
Дня независимости Украины. Это стало главным событием наступившего тысячелетия
и началом настоящей независимости нашей страны в этом регионе.
Предшествовавшие событию пять лет исследований, испытаний, дебатов, экспертиз
(в том числе, научных, научно-технических, экономических, экологических)
доказали: ГСХ «Дунай-Черное море» в гирле Быстрое – проект
государственного значения и оптимальный вариант возобновления судоходства в
украинской части Дунайской дельты. При этом ни копейки из госбюджета на проект
израсходовано не было. Он реализован исключительно на средства госпредприятия
«Дельта-Лоцман» и прочих предприятий морской отрасли, а также за счет
банковских кредитов. Тогда же, после завершения первого этапа работ,
неоднократно подчеркивалось международное значение возобновления судоходства в
украинской части дельты Дуная. «Украина, которая имеет самый высокий в
Евроазиатском пространстве коэффициент транзитности, может покрыть политические
и экономические дивиденды только в том случае, когда создаст необходимые
условия для прохождения транзитного товарообмена между Востоком и Западом.
Такими условиями должны быть реализация проектов по транспортным
инфраструктурам. Проект «Дунай - Чёрное море» является одним из таких
амбициозных проектов Украины. Необходима целая программа реализации проектов
для оптимизации прохождения транзитных грузов через наземные и водные пути
Украины», - убежден директор ГП «Дельта-Лоцман» В. Бездольный.
… Первый этап расчистки канала прошел в течение четырех
месяцев 2004 года, после чего началась стадия опытной эксплуатации.
И Быстрое заработало по-быстрому! С августа 2004 года по весну 2006 (при этом в
2005 и 2006 годах никакие строительные работы не велись) канал дал следующие
показатели.
По нему прошли 954 крупнотоннажных судна, общий модуль судопроходов составил 6
млн. куб.м. Бизнес-план судопрохода уже на второй месяц работы канала превысил
плановые показатели на 64 процента, в мае 2005 года – на 280. В мае
же Быстрое обогнало действующего конкурента (румынский Сулинский морской ход):
у нас – 133 судопрохода, в Сулине – 110.
Прямые финансовые показатели (канальный и лоцманский сборы) достигли 24
процентов проектной мощности на полное развитие этого проекта по доходам и по
перечислениям в местный и государственный бюджеты. Количество вновь созданных в
регионе рабочих мест, связанных с работами по возобновлению судоходства и
эксплуатации канала, приблизилось к тысяче!
Помимо прямого экономического эффекта был и, так сказать, опосредствованный.
Так, Измаильский морской торговый порт до конца 2005 года увеличил грузооборот
на 18 процентов, объемы платежей в бюджеты всех уровней выросли на 27
процентов, а среднемесячная зарплата портовиков – на 17 процентов.
Ничего себе, «косвенные» показатели!
Морской торговый порт Усть-Дунайский улучшил свои показатели на 65 процентов.
Новая жизнь пришла в порт Килия: здесь грузооборот вырос в 9 (!) раз,
численность рабочих – вдвое, при этом килийские портовики впервые за
много лет начали получать достойную зарплату.
Отечественные судостроители (Килийский судоремонтно-судостроительный завод)
построили для работы на канале пять несамоходных зерновозов, а сейчас
достраивают два морских сухогруза для этих же целей.
Украинские национальные перевозчики – ОАО «Украинское Дунайское
пароходство» (г. Измаил) и АСК «Укрречфлот» благодаря Быстрому открыли новые
грузовые линии «Венгрия-Килия-Греция» (венгерское зерно),
Мариуполь – Галац (украинский уголь),
Новороссийск – Венгрия (российский алюминий), Австрия –
Греция (австрийские минеральные удобрения), а также контейнерную линию
«Роксолана» (Ильичевск – Измаил – Стамбул). Количество
пассажирских судозаходов в украинскую часть Дунайской дельты увеличилось вдвое!
Напомню: речь идет о результатах работы незавершенного объекта, который не
получил ни копейки от государства и эксплуатируется в режиме эксперимента. А
сам проект находится в начальной фазе реализации.
А если его доведут «до ума»?
Представляете, что это будет? Так вот, если вы не представляете, то кое-кто уже
давно просчитал, чем обернется завершение реализации этого проекта.
И – начал действовать.
Именно поэтому канал опять «накрыло» мутным потоком обвинений («птички, рыбки,
икринки»), денег по-прежнему не дают, а уменьшение глубин (канал упорно не
чистят!) вызывает у «экологических патриотов» крокодиловы слезы, если не
сказать злорадство. И снова непонятно: так кто же в доме хозяин?
Край рыбаков, мореходов, корабелов уже не верит, что Украина, заявив себя
транзитной державой, хоть что-то сделает, чтобы ею стать. Ну прямо как в
анекдоте о еврее, мечтавшем о выигрыше и не «догнавшем», что для этого надо
хотя бы купить лотерейный билет...
Нынешнее правительство громко заявляет о бюджете развития, но денег практически
не дает. Потому как планируемые крохи на канал – это не деньги.
Можно, конечно, предположить, что о ГСХ «Дунай-Черное море» забыли, потому что
это – детище покойного министра транспорта Георгия Кирпы. Но вряд ли
в высоких кругах государственные мужи могут позволить себе руководствоваться
эмоциями типа ревности – речь-то не о кухонных разборках в одесской
коммуналке!
Быстрое – проект быстрый: окупается за семь лет, денег (читай:
авторитет) приносит немеряно, а уж славу (всемирную) и любовь (всенародную) и
вовсе не подсчитать!
Что еще нужно?
Вроде и
вице-премьер А.Клюев, и первый вице-премьер, министр финансов Украины Н.Азаров
говорят: канал нужен, и его достроят (вместе с дамбой), и деньги будут.
Но почему
все в будущем времени?
Оказывается,
опять кто-то (угадайте с трех раз) требует очередных общественных слушаний, уж,
и запланированы они на середину декабря.
Что
очередной раз обсуждать будем? Быть или не быть? Ведь речь-то не о
птичках-рыбках. Речь о том, жить или не жить 300 тысячам населения юга Одесской
области. Или человек как вид не входит в зону внимания «экологов-патриотов»?
Ирина Королькова
|