03 сентября 2008 14:09

«Спасение завода им.61 коммунара – в приватизации» - А. Аптекарь

Интервью с Аптекарем Александром Иосифовичем, заместителем директора ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» по маркетингу.


МБН:  Расскажите немного о себе.

А.И Аптекарь: Работаю с января 2007 на этом заводе им. 61 коммунара. До этого – 40 лет на ЧСЗ. До прихода туда крупнейших теоретиков кораблестроения Чуркиных. Они меня за 3 месяца прогнали, как и многих других менеджеров. Мы были наивными тогда, считали, что они просто хотят сменить контингент для того, чтобы начать возрождение судостроения. Но мы, те, кто проработали десятилетия на заводе, участвовали в создании множества судов, ошибались. Вскоре понятно стало, что ничего не собираются строить, возрождать и так далее.

 

МБН: Как сейчас обстоят дела на ЧСЗ?

А.И Аптекарь: Завод реально попал в хорошие руки. И нам же есть с чем сравнить – с приходом предыдущих, извините, «инвесторов». Сейчас на заводе новые инвесторы – группа  «Смарт-Ходинг» Вадима Новинского. Это новые менеджеры, которые действительно возрождают судостроение. Это действительно так – ведь я вхожу в наблюдательный совет завода, как собственник акций холдинга. Так что я все вижу. Есть суда, производится ремонт, сюда вернулись те, кто были изгнаны Чуркиными. Погашена задолженность по зарплате. Не все гладко естественно – это я говорю, чтоб не рисовать лубочную картину.

 Трудности есть – но они связаны с тем, что происходит  в стране в общем. Не хватает внимания государства. А судостроительные предприятия в принципе являются стратегическими. К сожалению, все власти, которые были в Украине в годы независимости, этого не понимали. Не понимают и сейчас. Для сравнения:  в СССР было 109 министерств. И 9 из них были «оборонные» - туда входило и министерство судостроительной промышленности. К сожалению, в Украине отраслевого министерства нет. Мы входим в Минпромполитики, которое занимается и танками, и комбайнами, и самолетами и судами. Поэтому и нет ничего. Когда-то нынешние политики ругали «совок» за то, что было много ответственных и ничего не было. Была так называемая коллективная безответственность. Сейчас в более мелком виде – то же самое. Поэтому я с пессимизмом смотрю на перспективы судостроения в Украине.

Наше предприятие де-юре – государственное. Но государство им не управляет – так как оно не способно на это. А частники, или те люди, которые хотели бы сделать из предприятия «конфетку» - это удачная альтернатива такому государственному «управлению». Ведь при нормально развитых мозгах судостроение - это очень выгодно. Судостроение тянет на себе множество отраслей – и радиотехническую, и электронную, и металлургию, и множество других.

Так что путь завода один - это приватизация. Но и тут нет гарантий, что все получится. Хотя те инвесторы, которые сейчас вынашивают идею создания судостроительного холдинга – они на правильном пути. Я думаю, если у них все поучится  - то николаевцы вновь почувствуют себя теми николаевцами, какими они были раньше. Тогда эти предприятия были градообразующими.

 

МБН: Как вам идея николаевского городского Головы Владимира Чайки превратить недостроенный крейсер «Украина » в развлекательный центр?

А.И Аптекарь: Россияне превратили  в развлекательный центр крейсер «Минск», по моей информации. Я Владимира Дмитриевича давно знаю, тем не менее, не могу с  ним согласится. Это не реально в наших условиях. В  Китае – да, там такое возможно. Но в Николаеве создать из крейсера развлекательный центр, не имея даже финансовой возможности содержать футбольную команду – вряд ли.

 

 МБН: Какова позиция премьер-министра Украины Юлии Тимошенко по поводу приватизации завода?

А.И Аптекарь: Я в свое время, еще в 2003-м в марте участвовал, тогда еще, будучи коммерческим директором ЧСЗ вместе с Чуркиными и Полтавцевым (тогдашним гендиректором ЧСЗ) в собрании, как я их называю, «партийно-хозяйственного актива». Его проводил Виктор Янукович, премьер-министр. Это было за 1,5 года до выборов президента. Ничего это не дало.

И можете  провести аналогию. Сейчас 1,5 года до президентских выборов. Я, конечно, не знаю Юлию Владимировну как промышленника, ее послужной список. Я уверен, что она примерно та же понимает в судостроении, как и Виктор Федорович. Поэтому не исключено, что есть советники в команде, которые посоветовали избрать этот регион – а он играет серьезную роль – здесь заводы, здесь люди, которые могут сыграть определенную роль в дальнейшей судьбе политика. Да, здесь такой электорат, который может повлиять определенным образом – если отбросить, допустим, обычные карусели. Так вот, она проводила это совещание по судостроению достаточно грамотно.

На нем были директора судостроительных предприятий не только наши, но и из Феодосии. То, что вопросы ставились подготовленные ею, а ребята отвечали по теме – то ничего такого зазорного здесь нет. В том случае, если все получиться.

 

МБН: Какую, в таком случае, пользу дает заводу сотрудничество с Херсонским судостроительным заводом?

А.И Аптекарь: Сейчас наш завод не может взять и заключить договор напрямую, потому что банки  не дают кредитов. А не дают – так как завод не может предоставить залог. Потому что все объекты недвижимости уже заложены-перезаложены. Больше того я скажу: под те проценты, которые бы и в Европе понравились – не хотят давать кредиты судостроителям.

Поэтому мы стоим корпуса вместе с ХСЗ. ХСЗ заключает договора с заказчиками. Понятное дело, иностранными – отечественных заказчиков нет. И мы работаем на договоре субподряда. То есть мы строим.

Но сейчас, когда Юлия Владимировна была в Николаеве, она пообещала нам дать гарантии государственные. На прошлой неделе подписали контракт на постройку 3 судов с голландской компанией Занен. При чем, сами, самостоятельно! Но в контракте есть приписка о том, что он вступает в силу после того, как государство даст гарантии. И это при том, что выдача гарантий государством еще не значит, что банк выдаст кредит автоматически. У всех больших банков в Киеве находятся центральные офисы, а не в Николаеве. Там и решения принимаются. Судостроительные заводы раньше всегда кредитовал банк «Аваль». Но после его объединения с «Раффайзен-банк» и этого нет.

Вот краткий ответ  о том, что может Тимошенко. А то,  что сейчас все пошли отдыхать и я так предполагаю, что кончится новыми выборами или еще чем – в любом случае, тошнота продлится до конца года. В любом случае, уповать можно только на приватизацию. Если получится то, что обещают президент и премьер. Главное что б не мешали – когда найдется претендент на приватизацию.

 

МБН: Расскажите подробности по контракту с Занен.

А.И Аптекарь: По этому контракту мы должны построить 3 судна для голландской компании Занен (Zanen). Это корпуса 3-х химовозов, вроде тех, что мы уже спустили. Стоимость контракта - 2,3-2,5 млн. евро.

 

МБН: А коммунистическое лобби притихло на этот  счет? Имеется в виду Матвеев и компания.

А.И Аптекарь: Матвеев, я так думаю, один из главных виновников того, что завод в таком положении. Он всех уговаривал, что все это временно и советский союз восстановят – потому делать ничего не надо. Благодаря таким как он, в общественном сознании утвердилась мысль, что приватизация  - это путь к разворовыванию.

Хотя ситуация изменилась кардинально! И сейчас оставление в госсобственности - это путь к разворовыванию. Но людей-то, рабочих, надо еще убедить, что приватизация – это спасение. Судостроение как отрасль не так привлекательна для людей при власти. Потому что тут нет быть «быстрых денег». Мы год строим корпус судна весом 800 тонн. А полнокомплектный корпус - 22-24 месяца.  И мы все это время на кредитах. А кому это надо? Сейчас ребята  такие – сегодня вложить, завтра забрать, максимум, послезавтра. При такой нестабильности, которая во всем - например, резкая смена курса валют - вести такой бизнес очень сложно.

 

МБН: А как же программа  «украинский корвет»? Она сможет загрузить завод?

А.И Аптекарь:  Как страна, мы придем, наверное, к какому-то мнению: то ли мы нейтральные, то ли в блок войдем.

А тогда уже придется нести обязательства. Для Военно-морского флота и Министерства обороны сам проект строительства кораблей должен быть разработан. Потому как у нас флота нет! Одним фрегатом "Гетьман Сагайдачный" флоту не обойтись. И ведь он тоже имеет срок годности.

Все серьезное судостроение закончилось 15 лет назад.

Сейчас в мире бум судостроения.  Российская федерация принимает военную стратегию, она просто вынуждена. Ведь она точно не вступает в НАТО, а наоборот, ему противостоит.

Поэтому все корветы, и фрегаты, и большие противолодочные катера, ракетные крейсеры – это однозначно будет. И все заводы, которые могут их построить  – они здесь, в Николаеве!

Что касается нашего завода – то нам надо хотя бы приграничные корабли строить. Поэтому идея сама таких заказов есть, и она озвучивается. Другое дело – претворять идеи в жизни. Как обычно выясняется, что выполнять некому.

Но это невозможно предугадать – ведь у нас нет концепции судостроения! Анатолий  Гриценко, как глава профильного комитета парламента, может подать законодательную инициативу.

 

МБН: Какие заводы могут выполнять военные заказы, находясь в госсобственности?

А.И Аптекарь: Только наш и Керченский.

Источник: Морские бизнес новости Украины.


Автор: Гардус Максим

Похожие новости

Комментарии

2008-10-13 13:25:34 l7al7a

И в результате город перестанет оправдывать своё название - наши Николаевские специалисты Корабелы славятся на весь мир их все страны принимают с распростёртыми обьятиями а на родине кидают! ГРУСНО...

***