01 сентября 2005 11:25

Исследование рынка программного обеспечения г.Николаева

Статья представляет собой 3 раздела бизнес-плана, целью которых является определение конкурентной стратегии для предприятия, занимающегося разработкой программного обеспечения. Исследование актуально для 2004 года. Исследование дается в сокращенной форме.


В целом украинский рынок программного обеспечения характеризуется тяготением к объединению разных производителей и созданию консорциумов, в том числе, с производителями компьютерного оборудования и другими сферами ИТ-технологий.
Стремление к объединению характерно также и для предприятий, которые занимаются производством программного обеспечения на экспорт, примером служит альянс украинских компаний разработчиков программного обеспечения «Украинская Hi-Tech Инициатива». Этот альянс насчитывает 25 компаний из разных регионов Украины. Поэтому в ближайшем будущем следует ожидать появления на рынке действительно крупных разработчиков с крупными проектами, в том числе и для потребностей мирового рынка ПО.
Сдерживающим фактором является то, что предприятия работающие в этой сфере растут за счет реинвестирования собственных средств.
Наиболее известных коммерческих компаний в Украине около 25, они размешены главным образом в Киеве, Львове, Харькове и Днепропетровске. Малых предприятий и групп независимых программистов насчитывается около 200, их часть в общем объеме рынка оценивается от 10 до 65 процентов. Центров разработки международных компаний в Украине практически нет, зато есть очень много центров разработки небольших компаний, которые нигде не рекламируются. В ближайшие два года возможен значительный рост рынка ПО на экспорт, практически в 2 раза, при условии, что наиболее крупным игрокам удастся консолидировать свои возможности и усилия (в сфере маркетинга и ПР, рекламы в Интернет) по продвижению на иностранные рынки.
Также есть тенденция появления новых операторов на рынке, что связано с возращением ИТ-специалистов из-за границы и организацией ими бизнеса на Украине.
Все эти тенденции в равной мере справедливы для Николаева, поскольку физическое расположение предприятия производящего ПО не имеет значения благодаря легкости и дешевизне доставки готового программного продукта в любую точку мира с помощью Интернет.


Размеры, потенциал рынка
Объем украинского рынка программного обеспечения оценивается экспертами примерно в 200 млн.долларов в год, что составляет 0.5 процента ВВП страны. За 2003 год на отечественном рынке программного обеспечения был отмечен 8-процентный подъем. Однако на рынке производства программного обеспечения для иностранных заказчиков, рост составил 30 процентов, что говорит о конкурентоспособности украинских программистов. По оценкам компании Market Visio, в 2003 году из Украины было вывезено высокоинтеллектуальной продукции на сумму 100 млн.долларов, что составляет около 50 процентов объема рынка. Причем прогнозируется рост рынка ПО на экспорт до 60 процентов в 2005 году.
По данным компании «Брейн Бенч», Украина находится на четвертом месте в мире по количеству сертифицированных программистов, что свидетельствует о значительном потенциале украинских предприятий разработчиков программного обеспечения.
В то же время, часть нелегального программного обеспечения составляет более 90 %.
Говоря о размерах рынка ПО Николаева, нужно отметить, что на рынке действует не более 11 крупных операторов:

1. «InterWeb» – продажа программ и утилит. На сайте в качестве помощи начинающим дизайнерам есть скрипты и утилиты. Музыка и все что к ней прилагается. Есть раздел игры по модему. Новости горда Николаева. Основной вид услуг - написание веб-сайтов.
2. «S.V.com» - торговля компьютерной техникой. На сайте представлены готовые конфигурации компьютеров. Есть возможность подобрать конфигурацию будущего компьютера по выгодной цене, распечатать ее. Есть прайс и условия сервисного обслуживания.
3. «VBLand» - сайт посвящен программированию на языке Visual Basic. Можно научиться, подучиться, потренироваться программировать на этом языке. Есть исходники, советы, трюки, описания, программы.
4. Фирма «Парус-Единение» - На сайте есть информация о деятельности фирмы, о предлагаемых компьютерах, программном обеспечении для автоматизации управления предприятием (бухгалтерия и проч.), компьютерной технике. Есть статьи и обзоры оборудования.
5. Автоматизация раскроя промышленных материалов – на сайте представлены программы раскроя для различных отраслей промышленности. Новости, статьи, ссылки, описания САПР/АСТПП.
6. Центр информационно технического обслуживания программ, компьютеров и сетей – на сайте есть описание программного обеспечения для частных предпринимателей и бухгалтеров, а также условия поставки и сопровождения программ.
7. Николаевский центр поддержки бизнеса – 1:С программное обеспечение, внедрение и сопровождение, обучение и консультации.
8. НПП «Виланик» - на сайте представлены прайсы и комментарии на различные виды компьютеров, комплектующих, периферии, компьютерной мебели. Есть широкий раздел компьютерной литературы с аннотациями книжных новинок и СД. Богатый раздел ссылок и новостей.
9. Фирма «Компот 36» - продажа, модернизация, ремонт компьютерной техники, а также построение компьютерных сетей, WEB-дизайн, продажа систем «Security», «Домашний кинотеатр» и «Видеостудия на ПК».
10. РОСТ-ИНФОРМ – продажа компьютеров, комплектующих и мобильных телефонов по низким ценам. Отправка sms-сообщений в любую точку страны. Доска бесплатных объявлений. Курс валют и прогноз погоды.
11. Фирма «Штурвал» - системный интегратор в области информационных технологий. Компьютерные системы автоматизации малых, средних и крупных предприятий на базе сетевых решений. Специализации в разработке ПО нет ни у кого из этих предприятий, большинство продает продукты «out of the box», в то же время, следует отметить значительную диверсификацию предлагаемых услуг и решений. Выделить часть в их доходах, которая приходится на программное обеспечение довольно трудно. По статистическим данным в Николаеве действует около 40 тыс. предприятий, если допустить что хотя бы 30 % из них использует в своей работе компьютеры и бухгалтерские программы то можно говорить об объеме рынка ПО города Николаева, примерно в 1.5 млн.долларов. Если принять допущение что 90% от этой суммы приходится на нелегальное программное обеспечение то получается цифра в 150 тыс.долларов.

Ожидаемые объемы продаж
На начальном этапе объем продаж останется на том же уровне, т.е. в среднем 400 долларов в месяц или 1 условный заказ в месяц. Этот этап будет длиться 6-7 месяцев, необходимых для «раскрутки» предприятия. После этого периода можно прогнозировать рост объемов продаж на 10-20 процентов.

3.2. Целевой рынок бизнеса
(нужно выбрать «фишку»!)
3.3. Местонахождение фирмы
Производственный офис планируется разместить в городе Николаеве, по месту юридической регистрации предприятия.

3.4. Оценка влияния внешних факторов

Степень конкуренции в этой сфере достаточно высока, кроме того что необходимо конкурировать с лицензионными продуктами «out of the box», нужно конкурировать с нелегальным программным обеспечением, которым потребитель просто завален. Более того, лицензионное ПО конкурирует со своим нелицензионным аналогом. Поэтому предлагаемые решения должны быть не просто новыми, но и затрагивать те сферы деятельности, возможно очень узко специализированные, в которых степень конкуренции значительно ниже.
Среди ИТ-решений с высокой степенью конкуренции можно назвать сферу бухгалтерского учета, экономического и хозяйственного анализа, сферу бизнес-планирования, сферу передачи информации и электронных платежей, пользовательские программы, дизайнерскую и издательскую сферы.
В будущем возможно появление уже «стандартных» решений от крупных разработчиков, для тех сфер на которых данное предприятие уже может специализироваться. И соответственно, появление их «пиратских» аналогов. Единственный способ защиты своего сегмента рынка в этом случае это лицензирование и/или авторизация как дилера, сертификационного центра и проч., нового программного продукта. Возможно появление конкурентов, как следствие укрупнения/объединения существующих производителей или известных торговых марок. В качестве противодействия можно назвать участие в этих объединениях  либо создание схожих альянсов.
Среди прочих внешних факторов можно отметить политические, борьбу с нелицензионным программным обеспечением, принятие закона об электронной подписи и других законов в сфере ИТ, создание на Украине центров крупных иностранных компаний производителей ПО и проч.

Собственная конкурентная стратегия предприятия
В Николаеве рынок программного обеспечения тесно связан с компьютерной техникой, установкой сетей, веб-дизайном и рядом стандартных программ.
Такая диверсификация имеет два объяснения:
1. Все выше перечисленные товары и услуги являются сопутствующими товарами, в этом случае, диверсификация предприятий операторов носит закономерный характер, связана с желанием максимально удовлетворить спрос клиентов и не передавать своих клиентов конкурентам;
2. Стратегия диверсификации характерна для предприятий, желающих снизить риски от потерь в одном виде деятельности за счет доходов в другом, в периоды падения спроса.
Широкое использование этой стратегии предприятиями-конкурентами, возможно даже неосознанное, дает нам возможность сделать выводы о ее эффективности в условиях города Николаева. Ели посмотреть на это с другой стороны, то такая диверсификация обеспечивает максимальное сопровождение («support») клиента, что служит дополнительным конкурентным преимуществом для этих предприятий.
Именно такое сопровождение может стать главным элементом собственной конкурентной стратегии предприятия. В этом случае разработка программного обеспечения на заказ может стать главным конкурентным преимуществом.

4. Маркетинг план
4.1. Стратегия маркетинга
В условиях достаточно жесткой конкуренции, характерной для рынка программного обеспечения на наш взгляд будет объединение концентрированного и дифференцированного маркетинга, что позволит сохранить необходимую гибкость, с тем, чтобы адекватно реагировать на потребности потенциальных клиентов. Необходимо сохранить индивидуальный подход к каждому клиенту и в то же время, попытаться наиболее успешные проекты тиражировать и продавать в формате «out of the box».
Конкурентными преимуществами продукции должны стать:
 индивидуальный подход к клиенту (как противодействие стандартным решениям, которые значительно упрощены и не учитывают специфики той или иной отрасли);
 качество продукции (минимум ошибок, максимальное соответствие требованиям заказчика, максимальное удобство в пользовании);
 сервис (продуманный сайт, телефон поддержки, онлайновая поддержка, установка, обучение персонала и консультирование специалиста).
 Разработка решений в новых сферах.
 Высококвалифицированная команда.
Несмотря на довольно сильную конкуренцию в уже развитых сферах ИТ-технологий, во многих случаях уровень сервиса и профессионализм работников оставляют желать лучшего. Поэтому одним из сильных конкурентных преимуществ может стать предоставление стандартного решения, но выполненного на значительно более высоком уровне, чем у конкурентов, например администрирование сетей и комплектование офисов компьютерной техникой. Предоставление такой стандартной услуги имеет еще одно преимущество – непосредственный контакт с потенциальным клиентом, что позволяет демонстрировать не только готовый продукт, но «живых» профессионалов, команду.
Основным элементом стратегии сбыта и реализации услуг предприятия будет интерактивный веб-сайт, который должен иметь демо-версии некоторых продуктов, описание сделанных работ и решений, сертификаты подтверждающие уровень квалификации сотрудников и отзывы клиентов. Желательно разместить также обучающие материалы по используемым языкам программирования и прочие материалы, касающиеся сопутствующих товаров и услуг. Активное использование Интернет позволит минимизировать затраты на доставку готового программного продукта, избежать создания многоуровневого канала сбыта и максимально информировать клиента. Для сбыта программного обеспечения большое значение имеют дистрибьюторы в других городах (также программисты) и знакомства. Эти мероприятия позволят предприятию не создавать на первоначальном этапе службу сбыта.
Что касается сопутствующих услуг, то степень конкуренции здесь значительно выше, и требует больших усилий по сбыту продукции.

Политика ценообразования
Цели ценовой политики предприятия:
- обеспечить уверенность клиента в справедливости соотношения «цена-качество» в отношении нашего продукта; - цена должна отражать ту прибыль или экономию, которую получает клиент, покупая наше решение;
- должна быть достаточно конкурентной;
- обеспечивать достаточную рентабельность предприятия.
Много стандартных решений которые стоят от 5 до 100$ (программы MS Office), не считая пиратских копий, которые стоят 3$, есть достаточно широкий спектр узко-специализированных решений стоимость которых колеблется от 500 до 2500$ (1:C, Project Expert и проч.). Учитывая это, цена на специализированное ПО под заказ, должна быть выше стоимости стандартных решений, но ниже самой высокой цены в отрасли, т.е. в диапазоне от 500 до 2000 у.е.
Согласно наших расчетов, приведенных в финансовой части проекта, для запланированного количества сотрудников, уровня постоянных и переменных затрат, и количества продаж, цена на продукцию должна обеспечивать доход в 880 у.е. в год для услуги «настройка сетей» и 4960 у.е. для «разработки ПО на заказ» для обеспечения нулевой рентабельности предприятия.
Цену можно выводить двумя методами: методом затрат и методом доходов. Метод затрат предполагает, формирование цены по принципу расходы плюс прибыль. Метод доходов подразумевает, что решение стоит столько, сколько оно может принести доходов своему владельцу. Чтобы нормализовать прибыль при использовании второго подхода предлагается цену определять как средне арифметическое от суммы, полученной каждым из методов.
Рекламная компания предприятия должна на первом этапе, в соответствии с приведенной выше стратегией, достичь следующих целей:
1. Информировать потенциального потребителя о появлении новой компании в сфере ИТ-услуг на рынке города, предоставляющей качественно новые слуги и качественно лучший уровень сервиса по стандартным услугам и решениям;
2. Показать эффективность предлагаемых решений, в том числе в сравнении с конкурентами;
3. Сделать новое предприятие доступным для потенциального клиента - нужно чтобы клиент имел сравнительно легкий доступ к предприятию по всем каналам связи. Телефон, мобильные телефоны, Интернет, офис. И самое главное, имел доступ к контактной информации без особых для себя проблем;
Важной частью рекламной компании является создание положительной репутации предприятия. Для этой цели наиболее эффективным будет использование не средств рекламы, а средств связей с общественностью (Public Relations). А именно, тесная работа с журналистами, возможно взять на 3 месяца специалиста по связям с общественностью в штат, для освещения деятельности предприятия в средствах массовой информации. Достижения предприятия должны активно транслироваться, только так можно построить необходимый имидж. Кстати, это средство практически не используется конкурентами и может стать одним из ключевых для достижения успеха.
Предлагаются следующие мероприятия для проведения рекламной компании:
вырезано
Политика поддержки продукции предприятия
Стандартные решения
Программное обеспечение на заказ
Будущая стратегия маркетинга

Примерно через год стратегия маркетинга потребует внесения изменений либо кардинальной перемены. Прогнозировать ее на такой длительный период не имеет смысла, поскольку многое будет зависеть не только от рынка, но и от успехов/неудач самого предприятия за этот период. В любом случае, через год потребуется кардинальный пересмотр предлагаемой стратегии маркетинга. Финансовое обеспечение плана маркетинга Первые три месяца, за счет кредитных средств (в размере 1120 у.е.), последующие – за счет средств от продаж.
4.2. Прогнозируемый объем продаж Консервативный прогноз Базируясь на опыте предыдущего года, в среднем, один заказ стоил 400 у.е. и их было девять. Если эти данные брать за отправные при разработке прогноза продаж, то в период «раскрутки» (примерно 1 год) объем продаж останется на том же уровне и увеличиться примерно на 10-20% за 6-9 месяцев. Т.е. примерно 4000 у.е. в год.

Вероятный прогноз
Следует отметить, что почти все выполненные работы сделаны для киевского рынка ПО, т.е. не имеют отношения к рынку города Николаева. Цены на эти заказы были значительно занижены вследствие прохождения через энное количество посредников. Одной из целей же данного проекта как раз и является захват части рынка ПО города Николаева и организация продаж с нулевым каналом. Исходя из этого, мы можем принять существующий уровень продаж за константу (поскольку он не связан с рынком Николаева) и прогнозировать увеличение продаж на 100%. Т.е. примерно 8000 у.е. в первый год с последующим ростом в 10-20% ежегодно.
Оптимистический прогноз Создание альянса с крупной компанией разработчиком программного обеспечения и работа в качестве ее производственного центра либо полный успех на рынке Николаева тех решений, которые предлагаются предприятием, и, как следствие объем продаж на уровне 100 -200 тыс. у.е. в год.


ООО Консалтинговая группа «СЛС».


Автор: Business-News

Похожие новости