ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Украинский газовый монополист Нафтогаз Украины и газовый трейдер РосУкрЭнерго создали совместное предприятие, которое будет продавать импортируемый газ на территории Украины. Укргаз-Энерго будет закупать газ у РосУкрЭнерго по цене USD 95 за 1,000 кубических метров. Цена зафиксирована на следующие пять лет. РосУкрЭнерго поставит в адрес СП до 32 млрд. кубических метров газа в 2006 году, до 58 млрд. кубических метров газа в 2007 году и до 60 млрд. Кубических метров газа в течение 2008-2010 годов. Однако соглашение все же имеет некую туманную статью , в которой идет речь о том, что цена на газ может быть пересмотрена по настоянию одной из сторон в случае, если условия энергетического рынка изменятся. В то же время другая сторона в праве отклонить такое предложение о пересмотре цены.
Мы полагаем, что это наиболее удачное для Украины решение газового вопроса в среднесрочной перспективе. Начиная с 2007 года, российский Газпром будет выкупать все объемы газа, которые можно транспортировать из Туркменистана - страны, которая поставляла почти половину газа, потребляемого Украиной. В этих условиях Газпром мог бы стать единственным поставщиком импортного газа в Украину и смог бы завоевать невиданную экономическую мощь. Таким образом, обеспечение объемов газа на следующие 5 лет по разумной цене – самое лучшее, на что могла надеяться Украина.
ВЛИЯНИЕ НА ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
Газовое соглашение будет стоить Украине USD 1.45 млрд. дополнительных расходов по импорту в 2006 году. Увеличение поступлений от транзита газа на USD 0.55 млрд. сгладит резкое повышение стоимости импортируемого газа почти на USD 2.0 млрд.
Мы пересматриваем свой прогноз торгового дефицита на 2006 год до USD 4.0 млрд. (4.5% ВВП) и дефицита платежного баланса до USD 2.0 млрд. (2.3% ВВП). Мы не учитываем изменения в торговом балансе, из-за структурных изменений в экономике, которые могут быть вызваны новыми ценами или потенциальной экономией средств в результате правительственной энергосберегающей программы.
ВЛИЯНИЕ НА КУРС UAH/USD
Мы не ожидаем значительных колебаний курса в течение нескольких следующих лет, поскольку ревальвация гривны негативно скажется на экспорте, который уже пострадал из-за новой цены на газ, в то время как девальвация гривны сделает импортируемый газ еще дороже. Также НБУ сконцентрировал USD 18.6 млрд. валютных резервов, что более, чем достаточно для поддержания стабильного курса в течение всего года. Новости о разрешении газового вопроса должны ослабить высокий спрос на USD, который мы наблюдали в последние дни. Мы полагаем, что курс гривны в 2006 году будет находиться в пределах официально задекларированного коридора UAH/USD 5.0 – 5.2 с высокой вероятностью достижения верхней границы 5.2 во второй половине 2006 года.
ВЛИЯНИЕ НА ОТРАСЛИ
Ввиду предстоящих парламентских выборов, скорее всего новая цена на газ в большей степени будет оказывать влияние на промышленность, нежели на население. Премьер-министр Юрий Ехануров заявил, что цена на газ для населения не будет подниматься в первой половине 2006 года с текущего уровня USD 35.6 за 1,000 м3 (UAH 180). Таким образом, мы ожидаем, что цена на газ для предприятий будет установлена на уровне USD 115-120 за 1,000 м3 для того, чтобы компенсировать убытки от потребления газа населением. Вполне вероятно, что для предприятий химической промышленность и, в меньшей степени, металлургической промышленности будут установлены преференциальные цены на газ, либо будут предоставляться государственные субсидии, поскольку именно эти отрасли наиболее чувствительны к изменению цены на газ и имеют наибольшее влияние на экономику в целом.
Мы полагаем, предприятия металлургической и химической отраслей смогут выдержать рост цены на газ с минимальным влиянием на прибыльность. Снижение прибыльности неминуемо. Так как большая часть продукции экспортируется, придется смириться с уменьшением рентабельности производства. Газовая составляющая в себестоимости продукции большинства предприятий металлургического комплекса – 5%, поэтому текущие размеры прибыльности позволят с легкостью выдержать повышение цены на газ. В соответствии с нашей оценкой, предельная цена на газ для предприятий химической промышленности – USD 170, учитывая высокие экспортные цены. Производители удобрений более уязвимы, однако, правительство, возможно, предотвратит повышение цен на удобрения путем прямых субсидий под давлением сельскохозяйственного лобби. Снижение прибыльности повлечет за собой снижение сумм уплаченных налогов, что в свою очередь приведет к увеличению бюджетного дефицита.
Производство, добыча и снабжение электричеством, газом и водой будет субсидироваться правительством в основном посредством преференциальных цен. Во второй половине 2006 года тарифы на коммунальные услуги будут, скорее всего, повышены. В результате, мы ожидаем рост потребительских цен и падение потребления во второй половине 2006 года.
Влияние на другие отрасли, чувствительные к изменению цены на газ, будет зависеть от лоббирующих сил и возможности влиять на цены внутри Украины. В сахарной промышленности потребление газа составляет 15% себестоимости производства. Поскольку сезон 2005-06 уже закончился, негативные последствия повышения цены ожидаются только в следующем сезоне. Вполне вероятно, что производители сахара перенесут любое повышение затрат на конечных потребителей, поскольку импорт сахара ограничен квотами. Ассоциация производителей цемента Украины считает, что цены на цемент могут вырасти на 40%. Стоимость жилья может также вырасти, хотя доля цемента в структуре строительных затрат незначительна. Наиболее уязвимыми, на наш взгляд, являются тепличные хозяйства, где доля потребления газа доходит до 40-50% себестоимости продукции.
ВЛИЯНИЕ НА РОСТ ВВП
Мы не ожидаем каких-либо катастрофических последствий для реального роста ВВП, хотя мы и пересмотрели свой прогноз в сторону уменьшения роста на 0.7 процентных пункта до уровня 2.2% (год к году). На реальный ВВП опосредованно окажет влияние изменение в структуре ВВП, например, уменьшение объемов производства наиболее уязвимых отраслей. Номинальное увеличение импорта уменьшит номинальный ВВП, но не окажет влияние на реальный ВВП, если только не изменится структура. Сниженная прибыльность предприятий может даже повлечь за собой сокращение импорта, что в принципе увеличит реальный ВВП. Мы ожидаем инвестиционную активизацию предприятий во второй половине 2006 года, поскольку они начнут внедрять энергосберегающие технологии. Чистый прирост инвестиций довольно тяжело оценить, поскольку мы ожидаем спад инвестиционной деятельности в первой половине 2006 года.
Стоимость коммунальных услуг существенно не изменится в первой половине 2006 года. Во второй половине года мы ожидаем увеличение тарифов на коммунальные услуги с последующим уменьшением чистого дохода населения. Это приведет к снижению потребления, что негативно повлияет на реальный ВВП, хотя такое влияние будет смягчено уменьшением импорта. Мы также ожидаем значительную коррекцию государственного бюджета после мартовских выборов в сторону увеличения государственных инвестиций в энергосберегающие проекты, а также в сторону увеличения субсидий. Увеличенная статья расходов государства будет стимулировать рост ВВП, подавляя бытовое потребление. В другой стороны, ожидается увеличение дефицита бюджета до 3.5-4.5% ВВП из-за увеличения расходов и сокращения поступлений в бюджет.
ВЛИЯНИЕ НА ИНФЛЯЦИЮ
При условии увеличения стоимости коммунальных услуг во второй половине 2006 года, мы ожидаем рост инфляции до уровня 13-14% (декабрь к декабрю). Инфляция может достичь уровня 16-17% в случае, если производители попытаются использовать ситуацию и повысить конечные цены неадекватно повышению затрат из-за роста цены на газ.
ВЛИЯНИЕ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Мы ожидаем, что в долгосрочной перспективе Украина только выиграет от новой цены на газ. У предприятий появился стимул к увеличению инвестиций в энергосберегающие технологии. Некоторые предприятия уже запланировали инвестиции в энергосберегающее оборудование. После парламентских выборов правительство также изменит социальную стратегию инвестирования в сторону увеличения государственных расходов, направленных на достижение энергосберегающего эффекта.
РИСКИ ПРОГНОЗА
Самый большой риск данного прогноза – это возможное увеличение цены USD 95, что принципиально предусмотрено подписанным соглашением. Другой риск заключается в том, что правительство позволит увеличить стоимость энергоресурсов для населения до уровня стоимости их импорта. Такое развитие ситуации окажет негативное влияние на спрос населения, что приведет к ухудшению роста ВВП.
Игорь Будник, Евгений Зиновьев риск менеджмент Райффайзенбанк Украина
|