Контрольно-ревизионным
управлением в Николаевской области
осуществлена ревизия финансово-хозяйственной
деятельности Николаевского регионального
управления Государственного
специализированного финансового
учреждения «Государственный фонд
содействия молодежному жилищному
строительству» (далее - Николаевское
региональное управление) за период с
01.01.2008 г. по 01.06.2010 г.
Поскольку желающих
получить кредиты гораздо больше чем
возможности государственного и местных
бюджетов, а также коммерческих банков
Министерством по делам семьи, молодежи
и спорта 25 октября 2005 утверждена
Инструкция о порядке определения
преимущества в предоставлении льготных
долгосрочных кредитов молодым семьям
и одиноким молодым гражданам на
строительство (реконструкцию) и
приобретение жилья, а с марта 2006 года
внедрена компьютерно-рейтинговая
система отбора кандидатов на получение
кредитов.
Казалось бы, в таких
условиях со стороны государственных
органов разработана четкая система,
которая исключает субъективный фактор
в определении претендента на получение
кредита, поскольку заключение предоставляет
компьютер, учитывая все преимущества
того или иного кандидата.
Но
проведенная ревизия показала, что
региональным управлением в пяти случаях
были предоставлены кредиты на сумму
1039,4 тыс. грн. без учета введенной
рейтинговой системы, т.е. вне общей
очереди кандидатов по Николаевской
области. При этом три человека, которые
находились в очереди и имели более
высокие баллы, вообще утратили право
на получение кредитов в связи с достижением
предельного возраста.
Кроме того,
установлен факт увеличения ранее
выданного кредита (50,1 тыс. грн) за счет
средств бюджета г. Николаева еще на
106,0 тыс. грн. по причине трудного
финансового положения заемщика, хотя
такого механизма не предусмотрено.
Указанное привело к покрытию за счет
средств местного бюджета обязательств
заемщика на сумму 106,0 тыс.грн.
В
нарушение требований Положения в декабре
2008 года управлением были приняты решения
о предоставлении кредитов и заключено
17 кредитных соглашений на общую сумму
4915,0 тыс.грн. при отсутствии кредитных
ресурсов.
Также имели место факты
нарушения сроков инвестирования
застройщиков жилья для молодежи при
наличии денежных средств в сумме 923,7
тыс.грн. сроком на 4 -5 месяцев.
Следует
отметить, что в результате политической
и экономической нестабильности в
государстве, а также мирового финансового
кризиса Государственная программа
обеспечения молодежи жильем на 2002-2012
годы за прошедший период не выполнена.
Недофинансирование имело негативные
последствия и для области.
Так, объем
выделенных на 2009 год ассигнований для
частичной компенсации процентной ставки
кредитов, предоставленных коммерческими
банками молодым семьям и одиноким
гражданам на строительство (реконструкцию)
и приобретение жилья не обеспечил
реальную потребность области в средствах
на указанные цели, повлекшее наличие
по состоянию на 01.01 .2010 НЕ бюджетной
кредиторской задолженности на сумму
704,1 тыс. грн.
В целом выявленные
нарушения финансового и бюджетного
законодательства явились следствием
недостаточного контроля со стороны
регионального управления и Фонда за
использованием бюджетных средств,
выделенных на реализацию государственных
программ.
Нельзя оставить без
внимания также тот факт, что в рамках
действующих нормативных актов бюджетные
средства, которые получают физические
лица как кредиты и впредь, по распоряжению
региональных управлений, перечисляют
застройщикам жилья как инвестиции, уже
не находятся в пределах финансового
контроля. Проверить эффективность их
использования на предприятиях,
непосредственно осуществляющих
строительство жилья, не представляется
возможным.
По результатам проведенной
ревизии контрольно-ревизионным
управлением представлены предложения
Государственному специализированному
финансовому учреждению «Государственный
фонд содействия молодежному жилищному
строительству» по повышению эффективности
использования бюджетных средств,
направляемых на обеспечение молодых
семей и одиноких граждан жильем, а также
по урегулированию нормативных актов в
соответствии с действующим
законодательством.
О результатах
ревизии проинформирован председатель
Николаевской облгосадминистрации и
прокуратура Николаевской
области.
Пресс-служба КРУ в Николаевской
области
|