Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) подготовила новую редакцию положения "О порядке выпуска облигаций внутренних местных заимствований", которое заменит решение комиссии №414 от 7 октября 2003 года. Данное положение позволит городам выпускать облигации путем закрытого размещения бумаг среди узкого круга инвесторов. Напомним, что ранее все подобные размещения были публичными. Главным преимуществом в закрытых (частных) размещениях для городских муниципалитетов будет являться отсутствие расходов на присвоение кредитного рейтинга и уплату госпошлины. Особенностью частных размещений является невозможность перепродажи облигаций на открытом рынке. Закрытое размещение облигаций даст возможность небольшим городам привлекать инвестиции на реконструкцию дорог и коммунального хозяйства и при этом экономить на госпошлине и присвоении рейтинга. Затраты на андеррайтинг и получение рейтинга при открытом выпуске облигаций на 10 млн грн составляют около 100 тыс. грн, при закрытом (на андеррайтинг) – 40-50 тыс грн. Раньше небольшие города практически не принимали участия в открытых (публичных) размещениях, поскольку для рынка размещение облигаций в несколько миллионов гривен не привлекательно. Как сообщила «ЭН» представитель ГКЦБФР доступ к облигациям внутренних местных заимствований будут иметь как украинские, так и зарубежные инвесторы, поскольку муниципальные заимствования являются частными и выбор инвесторов будет зависеть от самих муниципалитетов. При этом объем займа не может превышать размер дефицита развития местного бюджета на соответствующий год, а расходы на обслуживание долга – 10% общего фонда бюджета. Размещение облигаций станет возможным не только в гривне, но и иностранной валюте. В ГКЦБФР уверяют, что положение о частных размещениях будет очень востребованным среди представителей муниципалитетов. По словам директора департамента корпоративных отношений ГКЦБФР Алексея Петрашко, при публичной продаже необходимо нести затраты, связанные с раскрытием информации проспекта эмиссии, получением кредитного рейтинга и его поддержкой, а также уплатой госпошлины в размере 0,1% от объема эмиссии. "При частном размещении госпошлина не платится, рейтинг не нужен и публиковать ничего не надо, – сказал чиновник. Город может договориться с инвесторами по объему заимствования, срокам и условиям оферты". Новая редакция положения "О порядке выпуска облигаций внутренних местных заимствований" – не является нововведением, это составляющая часть законодательного процесса, - поясняет представитель ГКЦБФР. Это означает, что в связи с принятием нового закона Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» (от 23 февраля 2006 года, N 3480-IV) необходимо привести в соответствие к нему все положения. «Банковские структуры будут заинтересованы в приобретении муниципальных облигаций», - сообщила «ЭН» начальник Управления денежных рынков и МБВО OАО "VAB Банк" Наталья Шишацкая. «Муниципальные бумаги являются высоколиквидными ценными бумагами и представляют собой инструмент для рефинансирования. При этом необходимо учитывать, что доходность муниципальных бумаг должна быть выше ожидаемого уровня инфляции и покрывать прогнозируемые курсовые риски. Для покупки предпочтительнее облигации, выпущенные под обеспечение Минфина. В отсутствие такого обеспечения оценивается экономический потенциал региона, факт выполнения бюджета, динамика роста доходной части бюджета и кредитный рейтинг региона», - поясняет госпожа Шишацкая. В развитых странах муниципальные облигации кроме банковских структур покупают также физические лица и институциональные инвесторы – инвестиционные и пенсионные фонды. По мнению Натальи Шишацкой, в Украине пока участниками рынка облигации внутренних местных заимствований вероятнее всего будут только банки, инвестиционные и пенсионные фонды. Рынок муниципальных займов составляет 4% (0,6 млн.грн.) от общего объема украинского долгового рынка. В 2006 году структура украинского долгового рынка выглядела следующим образом: около 48% рынка (около 8,2 млрд.грн.) составляют ОВГЗ. Объем корпоративного небанковского сектора находится на уровне 29% (4,8 млрд.грн.), банковского - 19% (3,2 млрд.грн.). Доля муниципальных займов составила 4% (0,6 млн.грн.). Инвесторы на внутреннем рынке представлены были в виде резидентов (инвестиционные компании и банки, страховые компании и пенсионные фонды) и нерезидентов (крупные западные инвестиционные банки и хедж-фонды). Западным инвесторам, как правило, интересны низкорисковые активы, такие как ОВГЗ, муниципальные облигации, облигации банков, имеющих международный рейтинг и прозрачную структуру собственников и обязательства крупных компаний (государственная доля является преимуществом), что дает определенные надежды муниципалитетам. В связи с превалированием банков в структуре отечественных инвесторов, доходности большинства облигаций зависят от состояния ресурсной базы банковской системы. Так, избыток ликвидности в конце 2006 г. существенно повлиял на спрос на облигации корпоративного сектора, в результате чего доходность большинства облигаций, интересных отечественным банкам, снизилась приблизительно на 1%. По мнению участников рынка, снижение стоимости выпуска облигаций маленьких городов в ходе частного размещения в итоге приведет к росту доходности бумаг и долговой нагрузке на местный бюджет. Напомним, что инвесторы, которые покупают бумаги в ходе закрытого размещения, не могут их продать на рынке, а лишь другим участникам размещения, что снижает ликвидность бумаг.
По материалам «Экономические новости» |