21 июня 2007 12:15

По паланкам – становись!

Сегодня в сессионном зале Николаевского горисполкома проходит интерактивный семинар на тему “Реформа местного самоуправления в Украине: разработка оптимальной модели”. Свой проект реформирования административно-территориального устройства страны, а заодно бюджетной и налоговой систем представляет Институт трансформации общества.



Идея замены областного (районного) административного деления паланковым базируется на французском опыте осуществления территориальной реформы Шарлем де Голлем (система департаментов).

Реализация подобного подхода в Украине, по словам директора института трансформации общества Олега Соскина даст возможность ликвидировать бюрократические образования в форме административных районов и областей, создав вместе с тем систему равных между собой самодовлеющих структур. Такое административно-территориальное деление позволит «приблизить власть к людям, активизировать привлечение общин к процессу управления государством, избегнуть лишней бюрократии и сепаратизма».

Для этого предлагается вместо 25 областей и 490 районов создать 99 паланок. Паланка - сугубо украинское историческое название организованной и управляемой военно-территориальной единицы (казацкая паланка). В пределах каждой паланки должна действовать государственная правительственная администрация и местный самоуправляющийся выборный орган - Совет паланки, которая будет избирать своего спикера, будет формировать Исполком и будет назначать руководителя Исполкома из числа депутатов.

Функции правительственной госадминистрации и органов местной власти в паланке должны быть четко выписанными и обеспеченными соответствующим финансированием из бюджета паланки или государственного бюджета. Следует отменить систему делегирования полномочий, лишь бы предотвратить взаимные обвинения государственных и местных органов власти в невыполнении своих обязательств.

Главная задача самоуправляющихся органов паланок - формирование стратегии развития территории, реализация общих программ (относительно строительства и поддержания путей, инфраструктуры, обеспечение экологического баланса и т.п.). Содержание военных частей, структур СБУ и МВД, прокуратур, судов осуществляется за счет средств правительственных государственных администраций. Органы силовых структур создаются исключительно на уровне паланок, а не общин.

Паланкой должны реализуются общественные задачи, которые выходят за рамки сфер деятельности общины, в частности: социальная помощь, транспорт и пути паланкового назначения, застройка территорий, водное хозяйство, охрана общественного порядка, преодоление чрезвычайных ситуаций, содержание объектов общего пользования.

Сфера культуры и образования, медицинского обеспечения должны финансироваться как из бюджета паланки, так и из государственного бюджета - в зависимости от назначения закладов, которые входят в их инфраструктуру. Например, большие медицинские и научные центры, клинические больницы должны финансировать государство, вместе с тем небольшие поликлиники, больницы скорой помощи, детсады должны содержаться местными бюджетами. Колледжи, институты, университеты должны переходить к частной форме собственности. Несколько паланок могут объединять свои усилия для выполнения проектов, которые представляют взаимный интерес.

Особой формой территориального самоуправления должны стать города-агломерации, которые по статусу приравняют к паланкам. Речь идет о больших городах-мегаполисах с близлежащими к ним общинами. Последние не вливаются к городу - центра агломерации, но тесно связанные с ним многочисленными функциями. Агломерация характеризуется сложным функционально-территориальным устройством, связью с единым городом-центром (в случае моноцентрической агломерации), большим удельным весом неаграрного населения, высоким уровнем плотности населения, урбанизации и индустриализации, хорошо разветвленными транспортными городскими и междугородными сетями и др. Территориальные образования, которые входят в город-агломерацию, избирают Совет агломерации. В Украине может быть сформировано близко около 30 городов-агломераций, среди которых 25 - нынешние областные центры.

Для надлежащего финансирования системы новых самоуправляющихся единиц в Украине необходимо изменить и модель налогообложения. 40% всех налоговых поступлений должно оставаться на равные общины, 20% пересчитываться в бюджет паланки, остаток - в государственный бюджет.

Оптимальным для любой страны, по мнению разработчиков проекта, можно считать внедрение таких сборов: налог на доходы физических лиц - 10%, налог с продажи - 5%, налог на землю (в зависимости от площади земельного участка, который находится в собственности физического или юридического лица) - от 5 до 10%; местные сборы, если общиной принято решение об их внедрении. Вместо действующих отчислений в разные социальные фонды должен действовать единый социальный налог - 10%, который нужно перечислять на индивидуальные социальные депозитные счета граждан. Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, отчисление в Пенсионный фонд и в другие социальные фонды нужно отменить, а эти фонды - ликвидировать.

Совет общины и Совет паланки формируют контрольную палату, которая следит за правильным выполнением расходной части бюджета. Казначейство на равные общины должны быть ликвидировано, а остаться только на уровне паланок. Казначейство должно контролировать только те финансовые ресурсы, которые выделяются общинам, городам-агломерациям, паланкам из государственного бюджета.

Утверждать границы новообразованных общин должен Кабинет Министров Украины, а границы мостов-агломераций и паланок - Верховная Рада Украины. Как отметил эксперт Института гражданского общества Владимир Арметенко, целью такой реформы является придание жизнеспособности ныне слабым субьектам местного самоуправления – малым городам, селам и поселкам. Хотя появление «лакун», т.е. депрессивных регионов при внедрении реформы неизбежно, но это промежуточный этап, который вскоре будет преодолен – добавил Олег Соскин.

Семинар продолжает свою работу. Надеемся, в следующей секции мы услышим конкретные предложения о том, каким предполагается механизм проведения таких масштабных изменений, на сколько лет может растянуться этот процесс и, конечно, насколько накладной может оказаться очередная реформа для бюджета страны. Организаторы обещали «обрисовать возможные риски».


Автор: BN

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.