04 апреля 2008 14:45

АМК: в Николаеве рынок розничной торговли монополизирован несколькими операторами

Сегодня состоялся брифинг руководства Николаевского областного территориального отделения Антимонопольного комитета Украины.


Среди наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня глава территориального отделения Ю.Дробилко выделил цены на нефтепродукты и продовольственные товары.

По словам Юрия Николаевича, Николаевская область по уровню цен на нефтепродукты занимает чуть ли не одно из последних мест по Украине. Но, даже если бы ситуация не была такой радужной, Николаевское ТО АМК ничем помочь не смогло бы – цены на нефтепродукты устанавливаются не в Николаеве.

Что же касается местных проблем, то внимание Николаевского областного территориального отделения Антимонопольного комитета привлекла значительная концентрация на рынке розничной торговли области.

Заместитель главы территориального отделения В.Волык привёл некоторые данные по рынку розничной торговли, а точнее – изменения по сравнению с 1990 годом:
- количество объектов розничной торговли сократилось с 4313 до 1867;
- магазинов осталось 1315 (в 1990 году - 3554);
- численность киосков и палаток сократилась до 552 (759 – в 1990 г.).

Пока в Николаевском ТО АМК не считают, что данная ситуация является нарушением, это – всего лишь состояние рынка, которое даёт повод пристально проследить за деятельностью этих субъектов хозяйственной деятельности.

Причиной сокращения количества стационарных объектов розничной торговли является открытие новых супермаркетов, являющихся частью всеукраинских торговых брэндов.
Всего из 13 торговых систем (супермаркетов), которые представлены в городе, “чисто” николаевских – 3 (“5-й Океан”, ДТ “Южный Буг”, “Гиппо”).
Такое состояние рынка розничной торговли вызывает у руководства АМК серьёзные опасения: появляются признаки монополии.

Ю.Дробилко: “По крайней мере, олигополия в Николаеве уже сложилась”.

Николаевское ТО АМК не сидит, сложа руки - проводится исследование рынка розничной торговли.

Причиной такого исследования стал тот факт, что у некоторых представителей всеукраинских сетей супермаркетов выявлены нарушения – в Киеве даже возбудили дела против нескольких гипермаркетов (“Сильпо”, “Велыка кышеня”, “Фуршет”, “Фора”, “Днипрянка”). После этого последовало обращение Кабинета Министров в АМК Украины, которое дало территориальным отделениям задачу – предоставить обзорную информацию по супермаркетам до 12 апреля.

Пока в Антимонопольном комитете не знают достоверно, каков этот рынок в Николаеве – есть ли там монополисты. Лишь после первых результатов исследования можно будет сделать конкретные выводы.

А пока в АМК не решили, есть ли злоупотребления этим монопольным положением, которое ещё не доказано, “слаженные” действия основных операторов розничной торговли могут повлечь за собой появление некоторых негативных явлений. Да что там могут – эти явления уже существуют:
- например, по подсолнечному маслу: ОГА установила граничную торговую наценку в 15%, однако это не мешает отдельным поставщикам, которые не являются конечными потребителями, “толкать” масло с торговой наценкой в 14% супермаркетам, что уже наводит на мысль о сговоре предпринимателей;
- некоторые супермаркеты вообще начинают наглеть, навязывая ненужные услуги по продвижению товаров: например, в одном из гипермаркетов директору ОАО “Николаевхлеб”А.Ишхнелли “предложили” рекламировать продукцию его предприятия за дополнительные средства;
- если Вы – производитель молока или мяса и хотите продавать в определённой торговой системе свою продукцию, то в течении трёх месяцев система проводит какие-то “маркетинговые” исследования с вашим товаром, за которое вы платите и они там определяют, будете ли вы продавать его или нет, а если в течении 7 дней товарную единицу не поставлять, то товар исключается из перечня; для того, чтобы обратно включить его в перечень, вы платите 10 000 грн. А ещё отсрочка платежей – вы даёте, например, сыр “Баштанского завода” на продажу, а получаете деньги за свой сыр через 6 месяцев, а то и через 9.

Сегодня, по словам Ю.Дробилко, маркетинговые службы не проводят исследования спроса и платёжеспособности населения, а следят за поведением общей группы продавцов, что конкуренцией не является.


Автор: Дмитрий Шварц

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.