- Анатолий Валерьянович, расскажите о последних изменениях, которые сейчас происходят на заводе. Насколько нам известно, на ЧСЗ осуществляется сокращение кадров, каковы его причины?
- После распада СССР было естественное падение численности работающих на ЧСЗ. В 1991 году, на момент прекращения госзаказов, было 9350 чел. На момент приватизации производственных рабочих оставалось – 1335 человек. Падение численности происходило постоянно, т.к. не было заказов, загрузки оборудования. При Ю.И. Макарове, нашем легендарном директоре, численность упала на 3211 человек, При И.Н. Овдиенко, который тоже был генеральным директором ГП «ЧСЗ» - на 854 человек, при Тихоненко – на 3332 человека, при Полтавцеве – на 630 человек.
Почему уходили люди? У нас был высокообразованный рабочий класс, умеющий работать. Они востребованы на рынке труда в странах Прибалтики, в Польше, России, в Эмиратах и др. Естественно, они уехали на заработки, на заводе осталось существенно меньше рабочих, т.к не было загрузки производства.
Изменилась и специфика строительства. Если раньше кораблестроение требовало колоссального объема монтажно-достроечных работ, то строительство, например танкеров, предусматривает преобладающую загрузку корпусной группы, и минимальную – монтажно-достроечных цехов.
К тому же в численности соотношения категорий работающих существенных изменений не произошло, все осталось так, как и до приватизации. Поэтому после того, как произошла приватизация, пришлось, следуя опыту многих предприятий, заняться вопросами изменения структуры управления предприятием, изменения соотношения категорий работающих. Ведь сейчас у нас на одного производственного рабочего – 2-3 человека из управленцев и вспомогательных рабочих. Такое предприятие в условиях рыночной экономики выжить не сможет.
Поэтому, руководством завода был принят Приказ об оптимизации численности работников. Этот документ не предполагает только лишь сокращение численности и уничтожение чего-либо.
Первым пунктом в нем значится: «Принять дополнительные меры и обеспечить загрузку предприятия до конца 2006 года, продолжить работу по наращиванию объемов производства на последующий период». То есть, первое и главное – это вопрос загрузки завода.
- Расскажите чуть подробнее о положениях Приказа. Как настолько радикальные меры согласуются с трудовым законодательством?
- Упомянутое сокращение штата производится в рамках Отраслевого соглашения, в котором говорится, что мы имеем право сокращать не более 4-5 процентов рабочих в течение данного периода. То есть сокращение будет только в этом периоде. Отдельным пунктом приказа значится «Сокращение численности и увольнение работников проводить с соблюдением норм трудового законодательства».
Вот еще несколько пунктов:
* При сокращении штатной численности работников преимущественное право оставления на работе предоставляется работникам с более высокой квалификацией.
* С работниками, увольняемыми с предприятия, в связи с проведением оптимизации численности произвести полный расчет по заработной плате с выплатой выходного пособия.
* В случае если профком не дает согласия на увольнение работника, подобрать другую кандидатуру.
* Средства, сэкономленные в результате проведения мероприятий по оптимизации численности работников направить на повышение заработной платы работников подразделений.
* Увольняемым работникам трудоспособного возраста предлагать варианты переквалификации на профессии, в которых предприятие испытывает острую необходимость.
- Это реально происходит?
- Да, конечно. Мы предлагаем переквалификацию. Сейчас нам нужны сборщики, нужны сварщики, нам нужны крановщики, нужны стропольщики, нам нужны наладчики. И естественно когда им предлагается, люди идут на другую работу. Многие соглашаются.
- Что еще, кроме сокращения штатной численности предусматривает политика оптимизации?
- Эти цифры (сокращенных трудовых единиц) включают в себя и т.н. «мертвые души» - работников, которые фактически не работают на предприятии, но которые числятся на нем. А также – те специальности, в которых завод сейчас не испытывает необходимости. Пришлось от них избавиться, чтобы приспособиться к новой производственной политике. Сейчас мы будем набирать только производственных рабочих, т.е. тех, кто непсоредственно строит суда.
Аппарат вспомогательных служб тоже, скорее всего, придется сократить, либо он останется прежним, а по мере наращивания объемов производства выровняется необходимый баланс между производственным и вспомогательным контингентом.
Также мы осуществляем оптимизацию производства. Из существующей на сегодня той численности подразделений и работ мы выделили предметно замкнутые, то есть те, которые могут существовать самостоятельно. Сейчас действует до 20-ти самостоятельных бизнес-единиц, которые вправе работать сами, даже при отсутствии загрузки завода в целом.
В случае пиковой загрузки мы планируем привлекать к работе контрагентские фирмы, как это делается на том же «Океане» и других заводах, в том числе за рубежом.
- Есть ли сейчас на заводе портфель заказов?
- Портфель заказов у нас есть, есть работа, и есть контракты под ту численность, которая сейчас у нас есть. Формируется серия буксиров для Прибалтики, на стапеле уже заканчивается сборка одного из корпусов. Именно под эти проекты сейчас нам нужны, прежде всего, рабочие таких специальностей, как сборщики-сварщики. Кстати, и в Херсоне та же проблема – нехватка кадров именно по этим специальностям.
- Для эффективной работы каждому предприятию необходимо повышать квалификацию кадров и «омолаживать» персонал. Что делается в этом направлении на ЧСЗ?
- Для повышения конкурентоспособности на ГАХК «ЧСЗ» впервые среди отечественных судостроительных заводов была разработана и успешно внедрена Комплексная программа по набору, подготовке и повышению квалификации кадров предприятия.
Программа подразумевает несколько путей по обновлению кадров. Первый - это – возврат на предприятие опытных рабочих. Составлен банк данных высококвалифицированных работников по каждому производственному цеху. Для их привлечения разработаны современные рыночные системы оплаты труда и социальных гарантий. Когда на заводе будет стабильная большая загрузка – эти люди готовы вернуться.
Второй путь - подготовка молодых специалистов. У нас есть уникальный учебный комбинат, который сохранен до сих пор. Мы объездили все районы в области и сагитировали молодых людей, которые отслужили в армии. Теперь они обучаются за счет средств по безработице. В июле 60 выпускников Николаевского профессионального судостроительного лицея по специальности сборщик корпусов металлических судов и электросварщик уже приступили к работе в корпусных цехах ГАХК «ЧСЗ». Ребят определили в лучшие бригады, они получают заработную плату, и мы доплачиваем бригадирам-наставникам за то, что они обучают молодежь.
Привлечение молодых специалистов позволит омолодить персонал основных направлений и обеспечить производство квалифицированными кадрами, прежде всего рабочих специальностей. За последние 2 года на предприятие было принято на работу более 250 работников в возрасте до 30 лет. Из них 64 – молодые специалисты, выпускники высших учебных заведений страны.
- Каковы, по Вашему мнению, основные условия того, чтобы на Черноморском заводе появлялись новые заказы?
- Многое зависит от ситуации в Украине в целом. Пока к нам боятся приходить инвесторы с большими деньгами из-за нестабильности в стране. Для постройки крупного судна нужно несколько лет, а у нас стоимость металла и электроэнергии повышается так быстро, что, еще не построив судно, мы окажемся в убытке. Мы уже потеряли несколько контрактов из-за разбирательств по приватизации, когда было неясно в чьей собственности, в конце концов, останется ЧСЗ.
Так что главное условие – это стабильность в стране и стабильность на заводе. Если над ЧСЗ не будет висеть угроза реприватизации - заказчик придет и вложит немалые деньги. Тогда на заводе появятся по-настоящему крупные проекты. А значит – будет работа для всех.
- Спасибо за интервью.
|