Идея замены областного (районного) административного деления паланковым базируется на французском опыте осуществления территориальной реформы Шарлем де Голлем (система департаментов).
Реализация подобного подхода в Украине, по словам директора института трансформации общества Олега Соскина даст возможность ликвидировать бюрократические образования в форме административных районов и областей, создав вместе с тем систему равных между собой самодовлеющих структур. Такое административно-территориальное деление позволит «приблизить власть к людям, активизировать привлечение общин к процессу управления государством, избегнуть лишней бюрократии и сепаратизма».
Для этого предлагается вместо 25 областей и 490 районов создать 99 паланок. Паланка - сугубо украинское историческое название организованной и управляемой военно-территориальной единицы (казацкая паланка). В пределах каждой паланки должна действовать государственная правительственная администрация и местный самоуправляющийся выборный орган - Совет паланки, которая будет избирать своего спикера, будет формировать Исполком и будет назначать руководителя Исполкома из числа депутатов.
Функции правительственной госадминистрации и органов местной власти в паланке должны быть четко выписанными и обеспеченными соответствующим финансированием из бюджета паланки или государственного бюджета. Следует отменить систему делегирования полномочий, лишь бы предотвратить взаимные обвинения государственных и местных органов власти в невыполнении своих обязательств.
Главная задача самоуправляющихся органов паланок - формирование стратегии развития территории, реализация общих программ (относительно строительства и поддержания путей, инфраструктуры, обеспечение экологического баланса и т.п.). Содержание военных частей, структур СБУ и МВД, прокуратур, судов осуществляется за счет средств правительственных государственных администраций. Органы силовых структур создаются исключительно на уровне паланок, а не общин.
Паланкой должны реализуются общественные задачи, которые выходят за рамки сфер деятельности общины, в частности: социальная помощь, транспорт и пути паланкового назначения, застройка территорий, водное хозяйство, охрана общественного порядка, преодоление чрезвычайных ситуаций, содержание объектов общего пользования.
Сфера культуры и образования, медицинского обеспечения должны финансироваться как из бюджета паланки, так и из государственного бюджета - в зависимости от назначения закладов, которые входят в их инфраструктуру. Например, большие медицинские и научные центры, клинические больницы должны финансировать государство, вместе с тем небольшие поликлиники, больницы скорой помощи, детсады должны содержаться местными бюджетами. Колледжи, институты, университеты должны переходить к частной форме собственности. Несколько паланок могут объединять свои усилия для выполнения проектов, которые представляют взаимный интерес.
Особой формой территориального самоуправления должны стать города-агломерации, которые по статусу приравняют к паланкам. Речь идет о больших городах-мегаполисах с близлежащими к ним общинами. Последние не вливаются к городу - центра агломерации, но тесно связанные с ним многочисленными функциями. Агломерация характеризуется сложным функционально-территориальным устройством, связью с единым городом-центром (в случае моноцентрической агломерации), большим удельным весом неаграрного населения, высоким уровнем плотности населения, урбанизации и индустриализации, хорошо разветвленными транспортными городскими и междугородными сетями и др. Территориальные образования, которые входят в город-агломерацию, избирают Совет агломерации. В Украине может быть сформировано близко около 30 городов-агломераций, среди которых 25 - нынешние областные центры.
Для надлежащего финансирования системы новых самоуправляющихся единиц в Украине необходимо изменить и модель налогообложения. 40% всех налоговых поступлений должно оставаться на равные общины, 20% пересчитываться в бюджет паланки, остаток - в государственный бюджет.
Оптимальным для любой страны, по мнению разработчиков проекта, можно считать внедрение таких сборов: налог на доходы физических лиц - 10%, налог с продажи - 5%, налог на землю (в зависимости от площади земельного участка, который находится в собственности физического или юридического лица) - от 5 до 10%; местные сборы, если общиной принято решение об их внедрении. Вместо действующих отчислений в разные социальные фонды должен действовать единый социальный налог - 10%, который нужно перечислять на индивидуальные социальные депозитные счета граждан. Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, отчисление в Пенсионный фонд и в другие социальные фонды нужно отменить, а эти фонды - ликвидировать.
Совет общины и Совет паланки формируют контрольную палату, которая следит за правильным выполнением расходной части бюджета. Казначейство на равные общины должны быть ликвидировано, а остаться только на уровне паланок. Казначейство должно контролировать только те финансовые ресурсы, которые выделяются общинам, городам-агломерациям, паланкам из государственного бюджета.
Утверждать границы новообразованных общин должен Кабинет Министров Украины, а границы мостов-агломераций и паланок - Верховная Рада Украины.
Как отметил эксперт Института гражданского общества Владимир Арметенко, целью такой реформы является придание жизнеспособности ныне слабым субьектам местного самоуправления – малым городам, селам и поселкам. Хотя появление «лакун», т.е. депрессивных регионов при внедрении реформы неизбежно, но это промежуточный этап, который вскоре будет преодолен – добавил Олег Соскин.
Семинар продолжает свою работу. Надеемся, в следующей секции мы услышим конкретные предложения о том, каким предполагается механизм проведения таких масштабных изменений, на сколько лет может растянуться этот процесс и, конечно, насколько накладной может оказаться очередная реформа для бюджета страны. Организаторы обещали «обрисовать возможные риски».
|