30 января 2006 16:11

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Образование «Государственной морской лоцманской службы» и разделение функций ГП «Дельта-лоцман» повлекло много вопросов. Мы обратились к Александру Голодницкому, руководителю нового предприятия, а ранее директору «Дельта-лоцман», который согласился дать интервью специально для «Бизнес-новостей Николаева».


- Скажите, чем вызвано образование нового предприятия и какие функции оно выполняет?

- Ранее государственное предприятие «Дельта-лоцман» предоставляло услуги лоцманской проводки, услуги по регулированию движения судов (РДС), а также обеспечивало эксплуатацию и содержание общегосударственных судоходных каналов за счет соответствующих сборов. Однако лоцманская проводка и услуги служб регулирования судов представляют единый технологический цикл, а содержание гидротехнических сооружений – это отдельная составляющая. Поэтому 6 декабря 2005 года приказом Министерства транспорта и связи Украины было создано новое предприятие «Государственная морская лоцманская служба» (ГП «ГМЛС») с выделением (передачей) соответствующих функций (лоцманская проводка и услуги РДС) от ГП «Дельта-лоцман». Это решение обусловлено целесообразностью специализации деятельности по обеспечению безопасности судоходства, а также необходимостью повышения эффективности использования государственного имущества, в том числе за счет четкого разграничения направлений деятельности и оптимизации расходов.

Государственное предприятие «ГМЛС» уже на 21.12.2005 полностью прошло регистрацию в органах исполнительной власти. Учитывая стратегическое значение государственной лоцманской службы для Украины, руководство ГП «ГМЛС» обратилось к руководству Минтранссвязи и ряду народных депутатов Украины с ходатайством о включении предприятия в перечень объектов, которые не подлежат приватизации. Соответствующий законопроект был внесен в Верховную Раду Украины народным депутатом Украины Виктором Горбачевым, зарегистрирован и в настоящее время находится на рассмотрении в профильных Комитетах ВРУ (регистрационный №8191-6 от 27.12.2005 г.).

- После разделения с функциональной специализацией предприятий вроде все понятно, но возникает вопрос, что унаследовала «Государственная морская лоцманская служба», а что осталось у «Дельта-лоцман», ведь нужно и с кредиторами рассчитаться, и канал «Дунай - Черное море» достроить, и кто, собственно говоря, руководит «Дельта-лоцман»? С этими вопросами напрямую связаны оценки, содержащиеся в «Зверненні до вищого керівництва держави”, распространенного за подписью президента Ассоциации лоцманов Украины Бездольного В.В. Как вы его прокомментируете?

- Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.12.2005. №883 исполняющим обязанности руководителя ГП «Дельта-Лоцман» назначен Щуриков Николай Александрович, являвшийся первым заместителем директора ГП «Дельта-лоцман».

За ГП «Дельта-лоцман» сохранены функции содержания и технической эксплуатации общегосударственных судоходных путей: Бугско-Днепровско-лиманского (БДЛК) и Херсонского морского каналов (ХМК), а также, находящегося в стадии экспериментального режима эксплуатации, глубоководного судового хода (ГСХ) «Дунай – Черное море». Стоимость основных средств и капитальных инвестиций превышает 600 миллионов гривень (БДЛК и ХМК – около 480 млн. грн. по независимой оценке имущества; ГСХ Дунай – Черное море – около 100 млн. грн., а также буксир ледового класса "Гайдамака", недвижимость, часть автотранспорта, специализированные промерные суда, оборудование, оргтехника и др.), доход от канального сбора составляет около одной трети от выручки до разделения функций, а прибыль от канального сбора - примерно 70%.

Хочу обратить внимание, что при сложившемся по итогам 2004-2005 годов соотношении чистой прибыли от канального сбора к чистой прибыли от лоцманского сбора и сбора за услуги СРДС как 7:3, можно с уверенностью заявить - ГП "Дельта-лоцман" уже в новом статусе полностью сохраняет уровень платежеспособности, необходимый для погашения привлеченных ранее кредитов и займов. Я это утверждаю профессионально как специалист, глубоко владеющий экономической ситуацией на предприятии.

Любые утверждения о том, что ГП «ГМЛС» создано с целью развала ГП «Дельта-лоцман» и что последнему грозит финансовый коллапс и банкротство, - не более чем спекуляция и попытка дестабилизировать ситуацию. Именно так я расцениваю выше названное «Звернення», подписанное президентом Ассоциации лоцманов Украины и бывшим директором ГП «Дельта-лоцман» г-ном Бездольным. Полагаю, попытка демарша не удалась вновь. Оба предприятия нормально работают, выполняют свои функции и уверенно решают поставленные перед ними задачи, в т.ч. в части их платежеспособности.

К ГП «Государственная лоцманская служба» перешли здания и оборудование лоцманских станций и постов регулирования движения судов, специализированные лоцманские катера, часть автотранспорта, оргтехника, офисные помещения головного предприятия и некоторых филиалов. Стоимость основных средств и капитальных инвестиций составляет около 70 миллионов гривень.

Штат ГП «Дельта-лоцман» для выполнения возложенных на предприятие функций предусматривает порядка 60 человек, а ГП «ГМЛС» - до 1400 сотрудников. В «Государственную лоцманскую службу» весь необходимый персонал оформлен по переводу на тех же условиях коллективного договора, что и в «Дельта-лоцман». Могу даже сказать, что, принятый в ГП «ГМЛС» колдоговор один в один повторяет все пункты действующего коллективного договора в «Дельта-лоцман» и не снижает социальных гарантий для сотрудников. Осталось переоформить еще отдельных специалистов, которые пребывали в этот период в отпуске или больничном. Я думаю, что это все решится в кратчайшие сроки.

- Александр Григорьевич, а что вы можете сказать о планах развития ГП «Государственная морская лоцманская служба» и, по возможности, ГП «Дельта-Лоцман»?

- Относительно ГП «Дельта-лоцман» скажу, что основная задача предприятия –это решение всего комплекса вопросов, связанных со строительством ГСХ «Дунай - Черное море». Убежден, что задача строительства ГСХ является задачей общегосударственного значения, и одному ГП «Дельта-лоцман» она не под силу. Однако, подготовить и обеспечить все необходимые условия и требования по данной проблематике – это, пожалуй, вопрос престижа самого «Дельта-лоцман». И в этом вопросе сделано очень многое. На начало февраля ожидаются результаты экологической экспертизы. По высказанным ранее замечаниям были подготовлены два тома серьезной обоснованной аргументации, и я уверен, что проект «Создание ГСХ на полное развитие» будет утвержден и в Минприроды, и в «Укринвестэкспертизе». Это даст возможность для дальнейшей реализации проектных решений. Параллельно в отработке находится вопрос о финансировании этих работ. Необходимо всерьез заняться маркетингом, привлечением грузовой базы, актуализировать бизнес-план 2001 года, который сегодня не выдерживает никакой критики, и уже на базе актуализированного бизнес-плана провести тендер по привлечению инвестиционных средств. Полная стоимость проекта в ценах 2003 года составляла 344 млн. грн, но сегодня, по предварительным оценкам проектантов, сооружение ГСХ составит около 500 млн. грн. Нельзя повторять ошибки предыдущего руководства «Дельта-лоцман», когда отсутствовал устойчивый источник финансирования, а кредитные средства изыскивались в авральном порядке для оплаты уже выполненных работ. Необходимо сначала все проанализировать, утвердить проект, обеспечить финансирование и только после этого приступать к работам. Убежден, что принцип «Семь раз отмерь, один - отрежь» должен быть присущ проектам такого уровня, иначе - профанация и фиаско. Это государственная позиция. Отмечу, что в соответствии с информацией пресс-службы МТЗУ, в ходе недавней встречи с послом Румынии в Украине Министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь отметил, что позиция Украины относительно последующей судьбы канала прагматична – он будет строиться, развитие нужно и Украинскому дунайскому пароходству, портам Рени и Измаил. По мнению Министра, глубоководный судовой ход Дунай – Черное море является для Украины важным проектом, в который уже вложены значительные средства, а результаты экологических экспертиз свидетельствуют об отсутствии угрозы природному фонду.

Относительно ГП «ГМЛС» никаких сенсационных заявлений не будет.

Главная задача «Государственной морской лоцманской службы» в сфере возложенных функций - обеспечить безопасность мореплавания в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами Украины.

Эти функции должны выполняться за счет средств, полученных от лоцманских сборов и сборов за услуги служб РДС. Мы должны оптимизировать свои затраты и предусмотреть средства на развитие. К середине февраля должна быть утверждена программа развития служб регулирования движения судов. Сейчас на ГП «ГМЛС» возложены и задачи по разработке, внедрению и эксплуатации «Комплексной системы мониторинга надводной обстановки в северо-западной части Черного моря, на Крымском побережье и в Азовском море». Комплексная система призвана решить ряд задач в сфере безопасности мореплавания и обеспечения контроля в водах Украины от Мариуполя до Дуная. На сегодня для обеспечения такого мониторинга существующих в наших филиалах постов регулирования движения судов недостаточно. Нужно еще несколько постов, это однозначно АРЛП в районе Керчи, необходима реконструкция БРЛС «Южный» и новый ПРДС в районе Феодосии. Ведется проработка, и работы будут начаты уже 2006 году.

ГП «ГМЛС» необходимо создать четкий план дислокации лоцманских судов по портам с учетом потребности в услугах, технических характеристик судов и затрат на их эксплуатацию в сравнении с услугами сторонних организаций. В зависимости от полученных результатов определим, какие конкретно лоцманские катера будут обслуживать тот или иной морской регион. У нас имеется 12 лоцманских катеров, несколько единиц сейчас в процессе передачи. Есть новые катера и катера, которые эксплуатируются уже более 20 лет. Старые суда пройдут дефектацию для расчета объема ремонтных работ и определения целесообразности (окупаемости) проведения ремонта с учетом предполагаемого времени последующей эксплуатации.

- Что вы можете сказать относительно судебного иска немецкой компании «Джозеф Мобиус», генподрядчика строительства канала «Дунай-Черное море»? На каком этапе сейчас эта проблема?

- Было два заседания суда по этому делу. Нет ни прорыва, ни изменений в разрешении ситуации. Из-за того, что не было выполнено первоначальное определение суда относительно сверки взаиморасчетов, заседание перенесено на 16 февраля. Дело в том, что немецкая компания предоставила пакет документов, обосновывающих сумму иска, а технические службы ГП «Дельта-лоцман» готовят свои обоснования. Что касается фактически выполненных, но неоплаченных работ, то с этими суммами все понятно, но простои немецкого оборудования в дунайских водах как упущенная выгода немецкой стороны компаниями «Мобиус» и «Дельта-Лоцман» оцениваются по-разному. Поэтому ситуация может проясниться не ранее, чем 16 февраля. Однако, часть иска из общей от заявленной немецкой компанией суммы (20,7 млн. евро), полагаю, имеет перспективу удовлетворения в суде.

- Скажите, пожалуйста, а проблема с профсоюзами разрешилась? Какой профком сейчас легитимен?

- Профсоюзную организацию ГП «Дельта-лоцман» до разделения предприятий и после вряд ли можно назвать одной и той же организацией, ведь почти весь коллектив перешел в «Государственную лоцманскую службу».

Новое предприятие учредило профсоюзную организацию, принят коллективный договор, согласно которому полностью сохраняется пакет социальных гарантий. Сейчас избран профсоюзный представитель – Щебеток Александр Николаевич, а все вопросы, включая избрание профсоюзного комитета, будут вынесены на профсоюзную конференцию, которая пройдет в феврале.

- Александр Григорьевич, как вы можете прокомментировать то, что именно вас назначили руководителем сначала ГП «Дельта-лоцман», а потом и ГП «ГМЛС»? Какие цели ставило перед вами министерство?

- С 1997 по 2001 годы я работал сертифицированным и практикующим аудитором. Одним из предприятий, которые я обслуживал, было «Дельта-лоцман». С мая 2001 года я назначен заместителем директора ГП «Дельта-лоцман» по финансам и экономике, в июле 2004 года был назначен заместителем директора Государственного департамента морского и речного транспорта, через год - в июле 2005 - директором ГП «Дельта-лоцман», а в декабре 2005 – директором ГП «Государственная морская лоцманская служба». Комментировать решения Министерства транспорта и связи я не считаю уместным. Задача, которую мне поставили, - качественное выполнение предприятием своих функций и повышение эффективности хозяйствования. Поверьте это не пустые слова.

- В свете того, что прокуратура возбудила уголовное дело по факту завышения зарплаты господина Бездольного на посту руководителя ГП «Дельта-лоцман», интересно было бы узнать, сколько сейчас составляет ваша зарплата.

- Согласно контракту мой оклад составляет около пяти тысяч гривен. Еще 100% премии могут быть заработаны по итогам квартала только при условии выполнения всех показателей финансового плана. Такой же уровень оплаты труда у меня был и в ГП «Дельта-лоцман». За декаду декабря на посту руководителя ГП «ГМЛС» мне начислена зарплата около двух тысяч гривен.

Что касается господина Бездольного, то ему начислялся 1,7% процента от чистой прибыли, что обеспечивало по 100 тыс. грн. в месяц, а это - более 1,2 миллиона в год. Сейчас эта статья начислений не применяется. Однако, считаю, что для руководителя государственного, как и любого другого предприятия, необходимо выстраивать систему бонусов и поощрений за успешную работу, но это не должен быть просто процент от чистой прибыли предприятия, которое взимает сборы за пользование общегосударственными судоходными каналами. Тем более, что при отсутствии системы действенных показателей работы получалось, что при наличии прибыли предприятия процент был в любом случае.

- Накануне выборов скажите, состоите ли в какой-либо партии и будете ли на выборах баллотироваться от какой-то политической силы, если да - в совет какого уровня?

- Я не состою в какой-либо политической партии. По сути своей я не сторонник публичности. При этом я считаю себя профессионалом в экономике, владею знаниями в юридической сфере и думаю, что как раз такие люди и нужны в органах власти.

- И, напоследок, что вы можете сказать о критериях оценки вашего предприятия?

- У каждого руководителя свои подходы. Существовавший девиз, которому изначально следовало государственное предприятие «Дельта-лоцман», таков: «Предприятие должно быть передовым в отрасли морского транспорта». Я с этим полностью согласен, но не стоит забывать, что «Дельта-лоцман» было монополистом по оказанию услуг лоцманской проводки и СРДС. И если говорили, что у нас лучший тренажерный центр для лоцманов, то при этом следовало понимать, что он единственный в Украине. Поэтому результаты своей работы мы должны сравнивать с передовым опытом. Следует в начале пути выставлять систему конкретных критериев и показателей работы, а оценку выносить исходя из степени их достижения.

На основании таких подходов, сейчас пересматривается программа подготовки лоцманов в Отраслевом тренажерном центре. Программы подготовки будут максимально приближены к реальной обстановке и практическим задачам, а обучение станет более интенсивным с сокращением сроков.

Если говорить об экономике, то я считаю нелепым гордиться только тем, что ГП «Дельта-лоцман» - прибыльное предприятие. Да оно по определению должно быть прибыльным и другим быть не могло (впрочем, в 2003 году г-н Бездольный ухитрился получить убыток по году в размере 2,5 млн. грн.).

Если говорить о капиталовложениях, то следует быть нацеленными на их окупаемость. Вопрос о возмещении (окупаемости) средств никогда прежним руководителем не ставился. Для примера, были построены слишком дорогие посты регулирования движения судов, которые оказывают услуги, но их обслуживает вынужденно большой штат сотрудников. В итоге предприятие понесло излишние необдуманные затраты на строительство, а сегодня вынужденно расходовать завышенные средства на содержание.

В экономическом плане цель ГП «ГМЛС» как и любого предприятия – оптимизация затрат и увеличение прибыли. Если ГП «Государственная морская лоцманская служба» единственное предприятие в Украине, то оно должно соответствовать всем международным стандартам, качество лоцманских услуг должно подвергаться постоянному прозрачному и публичному мониторингу. Убежден, чем прозрачнее мы будем, и чем объективнее будет оценка нашей деятельности, тем наилучшего результата мы сможем добиться. Необходим здоровый баланс между экономикой, с одной стороны, и качеством услуг, вопросами обеспечения безопасности мореплавания, - с другой.

Сейчас у ГП «ГМЛС» и ГП «Дельта-Лоцман» есть возможность эффективно поработать и показать высокую результативность образовавшихся предприятий, ведь для этого есть хорошие перспективы.

Интервью провела специальный корреспондент «Бизнес-новостей Николаева» Анна Михайлюк


Автор: Анна Михайлюк

Похожие новости