18 декабря 2009 16:43 | ||
Сергей Клименко: Я уверен, что и мы когда-нибудь создадим механизмы эффективного содержания жилья его собственниками | ||
|
||
-В
сентябре этого года были сделаны
предварительные расчеты новых подомовых тарифов для
Николаева. На каком этапе сейчас находится утверждение этих тарифов? Для того, чтобы в
городе были утверждены новые, нормативные, рассчитанные для каждого дома
отдельно тарифы на обслуживание домов и придомовых территорий необходимо: А) принятие
городским головой соответствующего политического решения, согласованного с
депутатским корпусом, профсоюзами, согласительной комиссией, предприятиями ЖКХ
и т.д. Б) провести, как
того требует Постановление Кабмина, подомовые общественные слушания для
ознакомления жителей и определения перечня оказываемых услуг. В) провести
процедуру уточнения исходных данных, которые использовались при расчете тарифов
(площади придомовых территорий, площади эксплуатируемых нежилых помещений,
количество проживающих и т.д.). Г) определить
уровень рентабельности для утверждаемых тарифов (сегодня это происходит путем
рассмотрения вопроса на согласительной комиссии). Д) утвердить
расчеты решением исполкома. Но правильно рассчитанный
тариф это не сама цель. Задача – посредством тарифа обеспечить повышение
качества оказываемых горожанам услуг, и в конечном итоге – качество и
безопасность обслуживания жилых жомов! Только тарифом
этого не решить, нужны также качественный договор между ЖЭКом и жильцами, порядок
оценки объема и качества выполненных работ для проведения корректных
фактических начислений, порядок расходования средств на отдельно взятый дом. Есть определенные
сложности с проведением слушаний. Говорю однозначно, провести слушания
в каждом доме – это нереально и невозможно. Из
этого просто ничего не получится. Не потому, что кто-то не
хочет или недостаточная подготовка. По уставу нашего города,
слушания не могут проводиться позже, чем за 3 месяца до каких-либо выборов.
Причем не сказано каких. Как только собирается скопление людей, та или иная
партийная структура, а то и две вместе, пытаются превратить это в шоу, в
балаган. Другая проблема –
на слушаниях должна присутствовать хотя бы половина жителей этого дома.
Объявления расклеили, а люди не пришли. То есть, люди не пришли сегодня, не
пришли через неделю, через две. Таким образом, тариф никогда не изменится или
не установится? Это технология для тех, кто против тарифов. Еще одна
крайняя точка. Как правило, для большинства горожан встреча с работниками
ЖЭКа – это лишь возможность высказать свое отношение к их работе. Добавим сюда
отсутствие знаний законодательной базы и результат этих слушаний становится
очевидным. Я допускаю, что есть дома, в которых слушания могут пройти иначе, но
таких явное меньшинство. Я за то, чтобы люди могли ознакомиться и обсудить тарифы, но я хочу видеть конечную цель. В п.2 Порядка,
утвержденного Постановлением КМУ от 20.05.09 №529 «Об утверждении Порядка
формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых
территорий и типового договора о предоставлении услуг по содержанию домов и
сооружений и придомовых территорий», четко обозначено для чего проводятся слушания:
«Исполнитель доводит расчет тарифов до сведения собственников жилых домов…,
собственников квартир….. путем проведения относительно каждого дома общественных
слушаний.»; «По результатам общественных слушаний перечень услуг по каждому
дому может быть уменьшен исполнителем в сравнении с типовым перечнем…..» Поэтому,
мое предложение было несколько иным. Я не знаю,
будет ли оно принято, или нет, - не проводить слушания по
каждому дому. Мы можем другими путями довести тариф до
каждого жильца. В Харькове, например, за бюджетные деньги организовали
спецвыпуск газеты с тарифами и разнесли в каждую квартиру. Расклейка объявлений
на подъездах, доставка посредством единых извещений ГИРЦа, размещение информации
на сайте в Интернете, на доске объявлений в ЖЭКах и т.д.. Определить
перечень услуг – вторая задача. Расчетные тарифы мы делали в двух
вариантах. Первый вариант – это все услуги, которые прописаны в
постановлении Кабмина. Второй – только по обязательным услугам, которые вошли в
минимальный перечень утвержденный решением исполкома № от И еще
стоит отметить, что вопрос принятия новых тарифов заполитизирован.
Любая политическая сила эти тарифы использует либо в одну сторону, либо в
другую. Представители одной из фракций горсовета предъявляли исполкому
претензии в том, что действующие тарифы не соотвествуют законодательству, а
когда началось обсуждение подомовых тарифов, заявили, что народу, мол, не повышали,
а мы – за народ, значит и квартплату повышать нельзя. Поскольку тарифы
квартплаты касаются 2/3 горожан, то какой бы шаг не сделала исполнительная
власть – всегда будет социальный резонанс. -Предполагается,
что тарифы повысятся на 20-40%, но будут ли
люди получать реальные услуги за эти деньги? Каким
образом это будет реализовано? -Должен быть
одновременно принят комплект документов. Непосредственно сам тариф, типовой
договор между ЖЭКом и жильцом, порядок расчета сумм к оплате на основе фактических
объемов выполненных работ и порядок расходования денег по каждому дому. Раз мы
деньги собираем с дома, на этот дом эти деньги и должны пойти. Сегодня такого
нет. Предприятие собрало деньги со всех и по своему усмотрению, либо по команде
департамента направляет их для решения самых проблемных вопросов, устранения
аварийных ситуаций. -Как
проконтролировать качество и объемы предоставленных услуг? -В предыдущем
постановлении Кабмина было сказано, что порядок оценки качества услуг
разрабатывают центральные органы исполнительной власти. Кабинет министров со
своим министерством за 5 лет не смогли его разработать. Потому что это не такая
простая задача. У нас в Николаеве есть упрощенное видение, первые намеки,
как бы это можно было сделать. Но они не утверждены и правил, как оценить
качество, нет. Одного жильца это устраивает, а другого не устраивает.
Невозможно оценить. Кто должен
контролировать ЖЭКи? В департаменте ЖКХ было 15
человек в жилищном управлении. Сейчас их фактически меньше 10, они физически
не могут, да в общем-то они не обязаны, контролировать работу ЖЭКов в каждом
доме, каждом дворе. У них свои функции как у чиновников. Есть
жилищно-коммунальная инспекция, она обязана контролировать, но не
ежедневно, а только по вызову. Кто сегодня может это делать каждый день? Никто.
Сегодня каждый ЖЭК сам себе подписывает акты выполненных работ. Выход
тут только один – инициативная группа из самих жильцов. Можно в виде
домового комитета, можно в виде ОСН, можно просто инициативную группу. Когда
есть 2-3 инициативных человека в многоэтажном доме, они могут затребовать не
только составляющие тарифа, но и исходные. Они могут не полениться, взять
линейку и перемерить все, сказать совпадает или нет. Дальше - текущий ремонт.
Жильцы дома заплатили столько-то, могут попросить показать, что сделано ЖЭКом
за месяц. -Насколько
сегодня утверждены права инициативной группы? - Сегодня эти
права прописаны для домовых комитетов и ОСН. На мой взгляд, такие вещи нужно
выносить на сессию, просто как порядок или регламент взаимодействия. Кто из
депутатов скажет, что он против людей, против того, чтобы они контролировали
работу ЖЭКов? Ни один. Все скажут, это нормально, чтобы люди контролировали
жилищно-эксплуатационные предприятия, которые обслуживают их дом за их же
деньги. -За
последнее время кто-то из жильцов
жаловался на качество услуг? Как часто
производятся перерасчеты? -Да каждый день!
Только в жилищно-эксплуатационное управление департамента ЖКХ в месяц поступает
до пятисот обращений граждан! Добавьте обращения в прокуратуру, к депутатам
всех уровней, облгосадминистрацию, непосредственно в ЖЭки, различные инспекции
и т.д. Правда, из всех этих инстанций жалобы движутся в одном известном
направлении – в департамент ЖКХ горисполкома. Я бы
разделил потребителей на две категории. В подавляющем большинстве случаев жилец
понимает, что платить надо, но он действительно хочет получить услуги, и он
пытается доказать или заставить делать так, чтобы эти услуги предоставлялись. Но
есть и такие, которые говорят: «Я в принципе платить не буду». И они судятся,
они пишут в газеты. Я на собрании жильцов спрашиваю: «Мусор у вас вывозится
каждый день?», «Вывозится», «А он не платит. Вы понимаете, что вы все, платите
за него». Это уже просто «крик души», люди, которые не трезво смотрят на
проблему и не хотят ее решить, они просто хотят кому-то что-то доказать, что-то
высказать, показать, что все плохо. Относительно перерасчетов
за недоказанные услуги – они должны основываться на объемах услуг, которые
фактически были оказаны. А вот разработкой этой методики контроля за
объемом и качеством услуг с 2004 года занималось Министерство
ЖКХ, но ничего в итоге не сделало. Мы когда
создавали ГИРЦ и подошли к
моменту расчета начислений жильцам, сами начали сталкиваться
с этими вопросами и пришли к тому, что, например,
лифт стоял день, вот формула «минус один день оплаты за
лифт», соответственно электроэнергии за лифт и диспетчеризация, даже если кнопка
лифта не работает, тоже сумма к оплате уменьшается. Сегодня также проводятся
снятия за те дни, когда не убирался двор, нет освещения в подъезде и т.д. К
примеру: сегодня один из ДЕЗов Корабельного р-на обслуживает дома 6-го класса
(так называемый жилкооп). Жильцы доказали и ЖЭК согласился с тем, что в этих
домах практически ничего не делается. Утвержденный исполкомом тариф на уровне
90 коп/м кв. А знаете, по какому тарифу проводятся фактические начисления – по
6 копеек за метр квадратный в месяц! Если Вы считаете,
что услуга не оказана – необходимо в установленном порядке составить Акт. Как
правило, в большинстве случаев (если требование обосновано и легко доказуемо)
ЖЭКи проводят перерасчеты. Ежемесячно по
коммунальному жилью, в связи с недооказанием услуг, людям уменьшаются
начисления на 40-45 тыс. грн. -Частные ЖЭКи
должны были решить проблему качества предоставления услуг? Какова вообще была
их функция изначально, выполняют ли они ее на сегодняшний день? -Я понимаю
идею о частных ЖЭКах, которая была
заложена Яворским. Посыл был хороший. Там, где рынок, должно в теории
улучшиться качество услуг. То, что предприятия коммунальной формы собственности
в большинстве случаев нежизнеспособны, это факт. Прибыльных предприятий
коммунальной формы собственности в Николаеве единицы. Хотя есть коммунальные
предприятия, даже ЖЭКи, в которых нормальный директор нормально ведет
работу, у него показатели ничем не хуже, чем у частника. Надеяться на то,
что с приходом частных структур качество услуг изменится,
это утопия. Я имею в виду ЖЭКи в том виде, в котором они пришли. Этого и
не должно было случиться. Так хотелось. Некоторые надеялись, что тариф
уменьшится (лично мне не понятно, что их навело на такую мысль). Не уменьшился.
Частный
ЖЭК не будет работать себе в убыток. Есть административные
расходы и общепроизводственные расходы, которые зависят от
содержания персонала, содержания территорий, производственных баз. То есть,
тариф не должен был уменьшиться, но отношение к работе должно было измениться. Раньше предприятия
все время открывались и закрывались заново, потому что они накапливали долги
перед смежниками (облэнерго, лифтовиками, возчиками мусора и т.д.). Вроде бы
частник, придя, не должен иметь этих долгов. И действительно, у нас есть ряд
частных предприятий, которые не имеют сегодня долгов. Но это скорее
исключения, чем правило. Сказать, что качество обслуживания изменилось,
на мой взгляд, нельзя. Поэтому нельзя однозначно сказать, частные ЖЭКи -
это хорошо или плохо. Что можно сказать однозначно – это то, что ЖЭКи 5-ти
летней давности не имели больше права на существование. Была сделана попытка
что-то изменить, это был шаг вперед. Главный вопрос: куда идти дальше?
-Откуда
берется прибыль у частных ЖЭКов? -Вопрос также
многогранен, как и вопрос о тарифах. В действующих тарифах квартирной платы
рентабельности нет, она равна нулю! Это кстати было предусмотрено
Постановлением КМУ №560, действовавшим до мая этого года. Т.е. от обслуживания
жилых домов частная структура не могла иметь прибыль по определению. Резонен
вопрос – зачем тогда им это? Давайте оставим этот вопрос открытым… хотя 2-3
разумных и официальных объяснения я бы мог привести. Если Вы слышали из
уст финансистов, что половина ЖЭКов г.Николаева прибыльны – то это факт. Да,
есть ЖЭКи прибыльные, но это обусловлено наличием у нас есть различных систем
учета. Есть налоговый учет, есть бухгалтерский учет. Получается на бумаге
игра цифр. Если ЖЭК должен меньше, чем должны ему, то он уже прибылен. Но, это
искусственные цифры, живых денег за ними нет. -В
одно время пытались коммунальные предприятия переводить на
единый налог, чтоб уйти от НДС. Какие схемы налогообложения используют сейчас
частные ЖЭКи? -Оба варианта
системы налогообложения законны и имеют право на жизнь. Большинство предприятий,
обслуживающих коммунальное жилье работают на едином налоге. Такая система
удобна для многих руководителей (как бизнесменов). К сожалению, для того, чтобы
остаться в пределах выручки применимой к единому налогу почти все ЖЭКи пришлось
«дробить». К примеру, конкурс выигрывал ООО «Намыв – 1»; сегодня же работают
ООО «Намыв – 1», ООО «Намыв – 2»… ООО «Намыв – 5». Я против такого «почкования»,
с управленческой точки зрения это отрицательно сказывается на качестве услуг. - Частные ЖЭКи
получили коммунальное имущество, собственность, технику. Что из этого всего
гипотетически город может получить обратно? -Гипотетически – все. Изначально подход был следующим: предприятие выигрывает конкурс, начинает обслуживать жилье. У нас есть коммунальное имущество, производственная база и техника, которые раньше использовались для обслуживания этого жилья. Это имущество было передано новым предприятиям (для тех же целей) за условную плату - 1 грн./год. Спустя какое-то время поднялся вопрос, правомерно
ли это и корректно ли это. У меня было предложение, которое потом поддержали
депутаты, и комиссия по имуществу этим пользуется. Расклад должен быть такой:
есть нормативы производственных площадей в соотношении с площадями
жилыми. То есть, для этого жилфонда надо столько-то территории базы. Вот эта
территория должна быть сдана частному ЖЭКу за 1 грн. в год, то есть,
предоставлена бесплатно. Если мы начнем цену поднимать, это будет сказываться
на тарифах, на людях. А вот остальная база, которая может использоваться для зарабатывания денег другими путями на
других объектах, вот эта часть должна сдаваться в аренду по нормальной
ставке, как положено. По некоторым предприятиям так и происходит. -А
техника? -Насколько я знаю,
все техника передавалась на условиях аренды. В большинстве случаев на момент
передачи она была уже лишь условно пригодной для эксплуатации. -Что с
помещениями? -Когда начались конкурсы, я говорил
с мэром, будучи его советником,
чтобы предупредить все возможные
варианты отчуждения имеющегося имущества. Было его отдельное
распоряжение по этому вопросу. Но, по факту мы видим, что исключения есть всегда.
Кое-какие помещения «ушли». Могу сказать за себя и за Новожилова, я не
подписывал ни одного согласования, на отчуждение или аренду на 50 лет
помещений, которые раньше использовались для обслуживания жилья. -Что Вы думаете
о Программе реформирования ЖКХ города? -Я воспринимаю
ее как документ, который должен быть. Он должен быть,
и он есть, и все. -Как
вообще можно представить вехи реформирования сферы
услуг по обслуживанию жилья? -Основным
элементом реформы, что сейчас
уже назрело, на мой взгляд, являются подомовые тарифы.
Когда есть тариф на дом - деньги собрали с дома, и они на этот же дом
потратились. Люди имеют право посмотреть, куда они потратились. Сегодня в
Украине нет порядка учета расходования средств по каждому дому (ведь
предприятие обслуживает группу домов). Сейчас департамент ЖКХ вместе с ГИРЦем
разрабатывают такой порядок. После чего он воплотится в компьютерную программу
и будет использоваться. В Харькове,
например, один большой ЖЭК на весь город, одна управляющая компания. У меня
есть четкое видение, как это может работать. Жильцы платят какой-то управляющей
компании, она должна быть коммунальным предприятием. Тогда деньги подконтрольны и мы понимаем, куда они
деваются. Это предприятие - только абонентская служба. Она нанимает разные
фирмы выполнения работ в жилом фонде. Подрядчики могут быть как
специализированными предприятия, так и в виде, допустим, сегодняшних ЖЭКов -
многопрофильными. И уже они производят работы по дому. Оказал работы,
зафиксировали их объем с помощью жильцов, акт выполненных работ составили -
получи деньги. Что у нас
происходит сегодня? Сегодня у нас есть ЖЭК и есть человек. Любой управленец,
руководящий ЖЭКом, будет стремиться к тому, чтобы денег с жильцов собрать
больше, а потратить – меньше. И это закон природы. Результат мы сегодня видим.
Мы не можем поменять законы природы, но должны изменить правила игры в нашем
городе. Только
я не согласен с Харьковом в том,
что там подрядчики – тоже коммунальные предприятия. Есть у него
смысл работать? Нет. У них опять получается коммунистическая система распределения денег.
И поэтому схема не работает. На мой взгляд, подрядчики, как правило, должны
быть частными предприятиями. Вот здесь уместно понятие рынка. Здесь начнется
процесс саморегулирования цены и качества. При этом перед жильцами отвечает
коммунальная управляющая компания. Со временем в более «развитых» домах либо
образуются ОСМД, либо место управляющей компании займет частный управитель (как
реализовано в Польше). -Что
вы думаете об ОСМД? -Идея «воспитания» или «создания» эффективного
собственника – это правильно,
это единственный путь. Мы должны к этому прийти.
Но, ОСМД в имеющемся законодательном поле – это утопия, это не
работает, да и не должно работать в принципе. В большинстве
случаев у людей нет средств,
чтобы содержать дом вместе с капитальным ремонтом.
Люди «разношерстные» с точки зрения доходов и ментальности. ОСМД уместно в
новых коттеджах на 5-10 квартир. У нас единицы
домов, которые фонд коммунального имущества передал ОСМД на
баланс, в собственность так, как это должно быть. Потому
что там есть подвал, крыша, технические помещения,
которые сегодня коммунальные и тем или иным способом могут наполнить
городской бюджет. Польше
понадобилось 3 года, чтобы понять, что в таком виде ОСМД
не работают. После чего они создали
институт управителей, и все встало на свои места. Но там другой менталитет. Я уверен, что и мы когда-нибудь создадим механизмы эффективного содержания жилья его собственниками.
|
Автор: Светлана Яремчук
Похожие новости
- Николаевский горсовет рекомендует коммунальщикам взыскивать задолженность за оплату ж/к услуг в приказном производстве
- Конкурс по обслуживанию территории КП «Бриз» в Заводском районе перенесен до июня
- Николаевский горсовет создал новую рабочую группу по ЖКХ
- Названы имена лауреатов звания «Человек года Николаевщины-2009»
- 91% составляет уровень оплаты населением Николаева вывоза бытовых отходов
- У моих конкурентов есть шансы на выборах, но для этого им нужно будет очень и очень много поработать, - В.Чайка
- Семинар «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: состояние, проблемы, пути развития» проходит в Николаеве
- ЖЭК «Николаевдомсервис» нарушает права жильцов, которых обслуживает
- 17,04 млн. грн. поступило в местные бюджеты Николаевской области от приватизации коммунальной собственности в 2009 году
- Налоговый долг коммунальных предприятий Николаевской области составил 7,8 млн. грн. на начало 2010 года
Комментарии
2009-12-22 19:44:07 1111 |
ура жкх |
*** |
2009-12-21 20:55:18 Семен |
А я знаю Клименко,как одного из немногих порядочных и толковых людей. Вот таких бы побольше - и город точно преобразится наконец. Так держать! |
*** |
2009-12-18 18:54:27 С Клименко |
Политруком никогда не был. Да, окончил военное училище. В г.Минске, с отличием и золотой медалью, специальность - инженер по квантовым и оптико-электроным средствам. Можете проверить в личном деле в военкомате. |
*** |
2009-12-18 17:28:11 КОМБАТ |
Клименко - отставной политрук, и по определени не может быть экспертом по ЖКХ. Разве что благодаря его величеству БАБЛУ. |
*** |