27 апреля 2010 13:52

Председатель профкома завода им. 61 коммунара: Сегодня в Николаеве судостроителям некуда деваться

Председатель завкома профсоюза работников ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» Николай Яковлевич Головченко рассказал в интервью нашему изданию о сегодняшней ситуации на предприятии и его возможных перспективах в дальнейшем.


-Николай Яковлевич, какая сегодня обстановка на ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара», настроение коллектива?

-Какая может быть обстановка, когда люди без работы. Стоит два заказа, а проблемы этих заказов не решены на сегодняшний день. Кажется, и работа есть, а работать не можем. Мы обращались в Министерство экономики, там нам ответили, что поскольку идет суд по греческому заказу, вопрос решить не могут. По крейсеру «Украина», который практически готов, без вооружения, тоже вопрос не решен, он стоит, и на его содержание ежегодно тратятся государственные деньги.

-Обращался ли профком в Министерство промышленной политики, там видят какое-то решение этих вопросов?

-Минпром говорит, что есть план реструктуризации предприятия, но только Козырев (ред.: генеральный директор) может это назвать «планом реструктуризации». Он хочет продать на той стороне (ред.: противоположная сторона р. Ингул) цех №23. Когда-то для всего Союза там делали холодную обработку металла, точили, собирали узлы, делали гидроцилиндры. С развалом Союза загрузки не стало, там было оборудование, учитывая, что ломалась крыша, оно пришло в негодность. Года 4 назад это оборудование и станки были реализованы, и этот цех у нас «Евромост» брал в аренду, отработали они почти год, делали металлоконструкции мостов.

Но я для себя задаю вопрос: а почему мы не можем выполнять эту работу, как руководитель, так и люди, которые выполняли работу по сборке этих металлоконструкций? Там работали бывшие заводчане, бывший главный инженер, который уволился с приходом Козырева и через эту фирму руководил этим процессом, наши сварщики, наши сборщики. Они прошли двухмесячную учебу в Воронеже, там с ними поработали в плане качества выпускаемой продукции, качества сварки и так далее. То есть, людей подготовили в плане знаний по работе.

Спрашивается, почему наш завод этого не делал — просто руководители не хотят на себя брать дополнительную нагрузку. Их устраивает та ситуация, которая есть, они получают зарплату.

-Сколько на сегодняшний день составляет задолженность по заработной плате перед работниками предприятия?

-Последние данные администрации — 11,960 миллионов.

-А перед Пенсионным фондом?

-Навскидку порядка 9,6 миллионов, почти 1,5 миллиона пени и 4,5 миллиона штрафов. Но плюс там есть долги по первому списку в Пенсионный фонд и по второму. В общей сложности получается более 19 миллионов.

-Возможно ли, что государство заинтересовано в том, чтобы предприятие обанкротилось и его можно было продать?

-Может быть, я не отрицаю эту версию после стольких лет, когда завод то работает, то не работает.

-Трудовой коллектив предполагает какие-то радикальные действия?

-Мы обсуждали этот вопрос, есть ряд претензий к администрации и к новому руководству области. Сразу после выборов я обратился в адрес Президента, Министерства, к Круглову (ред.: губернатор Николаевской области Николай Круглов). Будем знать планы нового руководства по отношению к нашему заводу. Если никаких решений принято не будет, мы намерены выходить на манифестации.

-Какова судьба профилактория завода им. 61 коммунара «Ингул»?

-Сейчас продать профилакторий, это значит - потерять. Этот вопрос обсуждался с мэром Чайкой (ред.: мэр Николаева Владимир Чайка) и тогдашним губернатором Гаркушей (ред.: Алексей Гаркуша занимал пост губернатора Николаевской области до Н.Круглова). Рассматривалась возможность передачи его в городскую и областную коммунальную собственность. Но согласно законодательству, безоплатно его передать нельзя. Закон четко говорит, что он может быть продан, для этого нужно согласие трудового коллектива. Мы на профкоме обсудили этот вопрос, прописали условия передачи, но, к сожалению, от Гаркуши мы ответа не услышали, мы предлагали передать профилакторий в совместную коммунальную собственность, но первый зам Чайки удосужился только ответить: «Вы определитесь, в какую собственность вы хотите передать».

На те условия, которые были прописаны в нашем документе, ни словом, ни пол словом не обмолвились официально. «За бесплатно» все хотят, хотя, на тех комиссиях, на которых я был, на которых поднимался этот вопрос, я и Чайке, и Гаркуше говорил: «Почему не оздоравливать там горожан и жителей области сейчас. Кто вам сегодня мешает это делать? У главврача есть договора с фондами и так далее, которые это делают, если вы там планируете оздоравливать людей, в заезд можно принять 150 человек. Главврач кладет план вам на стол, пожалуйста, берите и оздоравливайте, но почему-то вы настаиваете только на передаче?».

Это навевает мысли о том, что профилакторий хотят взять с определенной целью, а не оздоравливать людей.

Когда мы обсуждали этот вопрос на расширенном профкоме, председатель ЦК профсоюзов сказал, что федерация профсоюзов имеет желание приобрести его в качестве здравницы, но, к сожалению, дальше разговора ничего не пошло. Более того, определились даже с ценой, делали экспертную оценку, озвучено было 22 миллиона, и в принципе мы бы не возражали, с условием, что «Ингул» останется здравницей. Более того, главврач предлагала сделать там здравницу именно для судостроителей. Но в государстве такая ситуация, что никому не нужна здравница для работников судостроительной отрасли. Потому что на «Черноморском заводе» уже не понятно, что осталось для судостроителей, по-моему, только эллинги, а все остальное - выкуплено. По той информации, которую я имею, завод «Океан» уже все баржи отдал, у них тоже проблемы с загрузкой, хотя, это частное предприятие. В Херсоне тоже не все так хорошо, я общаюсь с председателем профкома предприятия, а у нас еще не все разграблено, можно было бы работать, но, к сожалению, работы нет.

-Какова сейчас ситуация с судоремонтом на предприятии?

-Я неоднократно задавал вопрос директору завода: почему через совместную деятельность проводится судоремонт, и наши работники завода должны брать отпуск за свой счет, чтобы работать на судоремонте. Мы имеем многолетний опыт работ по судоремонту, у нас «гуляют» строители, грамотные люди, которые занимались судоремонтом.

Я предлагал директору направить руководить судоремонтом нашего человека, направить туда строителя-корпусника, строителя-механика — загружаете уже двух человек, плюс наши люди официально работают на судоремонте. Понятно, сложная ситуация в заводе, но есть, например, группа людей, которая работает на судоремонте, вот этой группе платите, которая занимается делом. Эти люди не будут сидеть дома, вам нет необходимости платить им 66%, люди на себя зарабатывают, вы уже снимаете нагрузку завода по долгам.

Ситуация с судоремонтом остается непонятной , правда, зашло 2 заказа. Вроде бы, директор дал команду взять ремонтные ведомости.

-Что это за заказы?

-Пока не понятно, раньше, открывался заказ, наши люди дефектовали. Заказчик говорил, что ему нужно отремонтировать, на основании ремонтной ведомости составлялись акты дефектации, указывались необходимые материалы, изделия и так далее. На основании этих актов или завод приобретает все необходимое, или заказчик платит заводу, а люди выполняют работу. А сейчас для меня непонятно, кто что приобретает, как оно завозится, и много других вопросов возникает, полная неопределенность.

-Недавно на земельной комиссии прозвучало, что завод им. 61 коммунара должен городу более 17 миллионов гривен за аренду земли...

-Действительно, у нас есть ряд территорий, которые не участвуют в технологическом процессе. Это новая набережная на той стороне, это еще в советское время построенные корпуса, есть недостроенные корпуса, пролеты под производство и недостроенное здание. На новой набережной, которая находится на Темводе, должно было быть корпусное производство по плану еще в советское время. Тогда новое производство и новый завод были спланированы практически на той стороне. В связи с развалом Союза все остановилось, но не смотря на это, за этот гектар земли сейчас надо платить налоги.

Но на местном уровне можно было бы решать эти вопросы. Чайка любит подчеркивать, что мы люди города, должны думать и заботиться о нем, правильно он говорит, должны мы думать, но только думать сообща. А я так понимаю, у Чайки гораздо больше возможностей, чем у директора. Он бывает за рубежом. В одном из его выступлений я слышал о поляках, которые были здесь, и, вроде бы, у них было предложение заняться той стороной, как инвесторам, открыть производство. Наверное, надо было в государственном масштабе помыслить. Если в ближайшее время государство не собирается сюда инвестировать деньги, строить новое производство, то, действительно, стоит это отдать людям за определенные деньги. Они пришли бы сюда, допустим, достроили завод, и наши люди работали бы. Им без разницы, на каком заводе работать, им главное, чтобы была работа и зарплата. Сегодня в Николаеве судостроителям некуда деваться.

А так за эти территории начисляются налоги, но чем их платить? Конечно, по этим территориям надо принимать решение.

-Какие частные компании сейчас работают на территории завода? Например, ООО «Виндзор» купило в свое время цех №32, кто еще?

-По 32 цеху ничего не могу сказать, его так продали, что мы узнали уже когда его продали, с коллективом не говорили. Там никто не работает, вот купили, а никакого производства там нет. По слухам, они его хотят перепродать.

«Металлист» у нас купил на той стороне бывший 15-й цех, насколько я знаю, на сегодняшний день, там уже перекрытие в корпусе валится, производства там нет. В свое время они занимались судоремонтом. Сейчас не знаю, но один из кораблей стоит у стенки, другой - порезали на металлолом. Года 4-5 назад мы делали буксир для «Дельта-лоцмана», а они делали для «Укрречфлота», вроде, взяли деньги, корпус этого буксира спустили на воду, так он и стоит недостроенный уже столько лет.

-Есть ли предложения по дальнейшей судьбе крейсера «Украина», каковы его перспективы?

-Намерений со стороны Министерства промышленной политики, которому подчинен завод, я пока не вижу. Хотя к нам практически ежегодно из России приезжает комиссия, отмечает, что крейсер сохранен в хорошем состоянии. Там работают люди для поддержания живучести.

В прошлом году мы потратили на содержание крейсера 6 миллионов гривен бюджетных денег. На этот год расчетными были 8 миллионов, но не знаю, директор по производству поехал в Министерство договор подписывать, пока еще он не подписан, и люди там работают бесплатно, на голом энтузиазме. Остановить работы там нельзя, поскольку могут быть и юридические последствия.

-Игорь Козырев когда-то заявлял, что завод судится с Минобороны по результатам конкурса на строительства «корвета», как сейчас обстоит дело и имеет ли смысл вообще этот суд?

-Действительно, был подготовлен документ в судебные органы, поскольку это государственный заказ оборонного значения, его должны строить государственные предприятия, а не частные. Почему принято такое решение, мне сложно объяснить. Сегодня, к сожалению, решают вопросы размещения заказов деньги. Кто хочет работать, тот должен платить.

-Недавно пресс-служба СБУ распространила информацию о том, что возбуждено дело в отношении николаевского государственного судостроительного предприятия за растрату денежных средств в особо крупных размерах, Вам что-то об этом известно?

-Я не видел документов по возбуждению уголовного дела. Но с теми вопросами по задолженности, с которыми мы обращались в прокуратуру, получали отписки. Сейчас работает КРУ, и раньше работали. Согласно некоторым документам, реализовываются товарно-материальные ценности по ценам, с которыми я, допустим, не согласен. Работают ли в этом плане какие-то органы, не могу сказать и не слышал, что возбуждено уголовное дело.

-Еще Гаркуша во время своего губернаторства говорил, что проблема 61-го завода в менеджменте? Вы согласны с этим?

-Согласен, на нашем заводе настолько часто менялись руководители, я считаю, это плохо. Хотя, действительно, на сегодняшний день, это один из вопросов. Но здесь немаловажную роль еще и государство сыграло. Если на государственном предприятии не размещаются государственные заказы, то никакой менеджмент не поможет, хотя, от руководителя очень много зависит, от связей, от умения убеждать.

-Российский флот, который находится в Крыму, требует обновления, есть ли вероятность того, что и 61-й завод будем этим заниматься?

-Я надеюсь, что будут налажены нормальные отношения с Россией, потому что очень много кораблей, если не все, - те, которые мы строили. А мы построили начиная от парусников до крейсера, один из которых стоит здесь, за историю завода мы построили больше 2 тысяч судов для России. Россия знает, как работают наши заводы, мы многие годы занимались не только изготовлением рефрижераторов и военными заказами, каждый год у нас было минимум 2 заказа на ремонт. Ремонт был, как правило, средний и большой — 2-3 года ремонтировалось судно.

За 19 лет независимости мы ничего для России, практически, не строили. Даже те заказы, которые уходили 20 лет назад, требуют ремонта, не говоря о тех судах, которые ушли раньше. Поэтому лично я с приходом новой власти, правительства ожидаю, что будут налажены отношения, и мы получим работу в плане судоремонта и судостроения. Опыт работы по военному судостроению у нашего завода очень большой.


Автор: Светлана Яремчук

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.