18 сентября 2007 11:43

Сагайдаков: За короткий промежуток времени все с удовольствием вернулись на свои привычные места к своим обязанностям

Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Александром Михайловичем Сагайдаковым, главой правления ГАХК «Черноморский судостроительный завод».


„ННГ”: Есть ли у вас дорожная карта для вывода ГАХК «Черноморский судостроительный завод» из кризиса, я понимаю, что 60 тыс. тонн металлообработки это сегодня нереально, но дорожная карта к этому наверняка есть?

А.М.Сагайдаков: Нельзя забывать прошлое либо его хаять. Мне нравится идея 5-и летних планов, которая была в нашем добром прошлом. 5-и летку будущего мы для себя составили – состоит она из 2-х пунктов: первое - это кадры, второе – это стратегическое видение предприятия, его модернизации под программы, которые будут востребованы.

Начну с самого трудного и самого больного – с кадров. На сегодняшний день, кадровая школа «Черноморского судостроительного завода» – это одна из удивительнейших и величайших школ, которые я только знаю. Я до сих пор с удивлением и восхищением открываю для себя умение, правильное построение и воспитание кадров и их преемственность, которая была на заводе до сих пор. Поэтому создавать что-то новое или идти по пути модных заграничных веяний по организации судостроения мы не будем. Конечно, в силу перемен, которые произошли в нашем обществе,  требуются структурные изменения в руководстве заводом в системе управления предприятием. Сейчас существует очень много технологий, систем управления предприятием, поэтому огромное количество людей, которые выполняли функцию компьютера (контроля, перепроверок, и ногами переноса информации из одного места в другое), конечно же таких вещей не будет, надо смотреть в будущее и понимать, что рациональные и оптимальные процессы на предприятии нужно оттачивать в мелочах.

На сегодняшний день, на завод принимаются работники, которые были уволены. Мы думали, что потребуются какие-то акции, рекламы, уговоры. Оказалось, что ничего этого не потребовалось. Есть ГАХК «ЧСЗ», есть «труба завода», и мы строим всем понятные отношения, когда есть цеха, есть ГАХК «ЧСЗ» и все (ред.: имущество) возвращается в завод. И народ пошел. За короткий промежуток времени все с удовольствием вернулись на свои привычные места к своим обязанностям. Вернулись профессионалы, которые были растеряны.

С первых шагов на предприятии Горн Илья Егорович и Смоляный Валерий Николаевич, поднимали тему кадров и упор был сделан на учебный комбинат ЧСЗ, у которого сохранена вся учебная база, учебные классы, система лицензий и сертификатов. Учебный комбинат завода может выпускать достаточно квалифицированные кадры. Вопрос в том, что нужна школа преемственности, когда опытные бригадиры и их заместители учат молодых рабочих правильно работать на заказах, культуре производства, которой всегда гордился завод. Я думаю, что дорогу осилит идущий.

Что касается планов по модернизации самого завода, то начнем с главного. У завода есть главное место, которое называется стапель, с которого сходят корабли. Наверно это место и является самым главным. Этот стапель как был разобран 5 лет назад, так до сих пор он и разобран и никто на нем никаких работ по модернизации так и не провел. Поэтому сейчас существует план модернизации «стапеля 0», «стапеля 1», рассматриваются вопросы по изменению и модернизации мощностей металлообрабатывающего цеха №17, для того чтобы можно было обрабатывать металл международных стандартов.

Конечно же, должно быть проведено обновление существующего оборудования, особенно сварочного.

Я бы сказал так, существует огромная кропотливая работа подготовки производства для того, чтобы продемонстрировать, что мы способны выпускать огромные объемы судостроения. Что касается вопроса, может либо не может завод обработать 60 тыс. тонн. металла в год, то еще во времена Макарова, мощности завода планировались так, чтобы  завод был способен обрабатывать до 80 тыс. тонн металла в год. Поэтому 60 тыс.тонн - цифра не надуманная, не утопическая. Все зависит от того, какая задача стоит перед инвестором либо собственником.

Мы считаем, что необходимо ориентироваться на максимальную мощность завода. Конечно, через год или 2 достигнуть таких цифр нельзя. Мы думаем, что серьезных цифр в металлообработке мы добьемся через 3 года. Мы должны учитывать, что за 1 год научить какое-то количество людей невозможно.  Мы понимаем, что самая главная задача для нас – это социальный пакет.

Перечитав книгу Ю.И.Макарова «Авианосец», я могу сказать, что задачи, которые стояли перед ним в то время, очень схожи с теми задачами, которые стоят перед нами сейчас – привлечение людей на завод. Сверх высокими зарплатами людей привлечь нельзя, потому что это отражается на себестоимости продукции. Это значит, что необходимо думать о социальном пакете: детские сады, жилье, медицинское обслуживание, специальная система питания, отдых. Этим  пакетом необходимо привлекать будущих работников нашего завода.

«ННГ»: Сегодня рабочая сила в городе исчерпывается. Для судостроительных заводов нужно привлекать людей из других районов, а для этого нужно жилье, рассматриваете ли вы в составе социального пакета строительство жилья для рабочих?

А.М.Сагайдаков: Очень много людей, которые находятся за границей, готовы и способны вернуться. Я думаю, что они обеспечены жильем, поэтому с ними вопросов не будет, что касается остальных, то у завода существовали общежития, которые никуда не делись. Поэтому, в каком виде будет обозначено то или другое, я бы не хотел пока отвечать.

«БН»: Создание социального пакета предполагает, что в предприятию будут возвращены объекты социальной сферы, в том числе база «Мисхор»?

А.М.Сагайдаков: Наши юристы этим занимаются. Все, что с юридической точки зрения можно будет вернуть, все  будет возвращено заводу.

«БН»: Некоторое время назад в прессе проходила информация, что учебный комбинат ЧСЗ возобновил работу. За последнее время были ли подготовлены какие-либо специалисты в этом центр?

А.М.Сагайдаков: С моей точки зрения – это была одна из ПР-акций господ Чуркиных. Для запуска комбината нужны мастера, специалисты, руководители. Мы испытываем сложности в подборе среднего звена, но, тем не менее, в самое короткое время будет сформирован руководящий состав этого учебного центра. Я бы очень хотел, чтобы учебный комбинат у нас заработал буквально в ближайшие месяц-два.

«ННГ»: Ощущается какая-то двойственность. Есть собственники предприятия …

А.М.Сагайдаков: Повторюсь. Вопрос, который все время ставится неправильно. Все вслух, со всех газет заявляют, что собственников предприятия братьев Чуркиных не пускают на завод. Я хочу еще раз пояснить следующее – собственником 90 % пакета акций ГАХК ЧСЗ была и есть Николаевская малотоннажная верфь, ныне - «Судмашпром». Фамилий господ Чуркиных в собственниках, либо акционерах, я не видел. Что касается собственников Николаевской малотоннажной верфи, то я, как бывший и нынешний директор, заявляю, что они менялись. На сегодняшний момент отменена дополнительная эмиссия акций, которая была сделана по сомнительным векселям и ценным бумагам. Поэтому есть два резидента Украины, которые являются собственниками Николаевской малотоннажной верфи, и я сомневаюсь, что к этим структурам господа Чуркины имеют какое-то прямое отношение. Этих собственников на сегодняшний день никто не менял.

«ННГ»: В таком случае затеянная ФГИ судебная процедура возврата в государственную собственность пакета акций является сейчас, очевидно, не на пользу городу и заводу…

А.М.Сагайдаков: У меня существует своя точка зрения по этому поводу. Я являюсь активным сторонником возвращения пакета акций в государственную собственность. Я объясню свою позицию. Мы все понимаем, что существует ряд нарушений, допущенных в процессе приватизации ЧСЗ. Мало того, я подписывал договор купли-продажи завода с Фондом госимущества Украины. Господа Чуркины сидели у меня на наблюдательном совете рассказывали о тех огромных инвестициях, которые нужны заводу и которые будут сделаны. Я писал какие-то планы…

Но когда оказалось, что предприятию вместо этого нужно создавать какие-то долги, размывать пакеты акций… В любом случае, завод в этом деле участвовал.

С моей точки зрения, для того, чтобы заводу умыться от всей этой грязи, нужно вернуть пакет в государственную собственность. Это нужно, для того, чтобы все неправильные сделки были аннулированы ввиду признания незаконной, а значит и неправомочной приватизации завода. Все те сделки, которые были произведены за это время, потеряют юридическую силу. А это значит, что новый собственник, придя на завод, не столкнется со странными многомиллионными задолженностями, которые будут иметь явно фиктивный характер, но иметь условную юридическую силу.

В то же время, если ФГИ на этом пути подберет эффективного собственника – это тоже будет выход. При возврате собственности в ФГИ, мы понимаем, что это большой кусок времени, и возможно, будут задействованы третьи силы, возможно, что придут демагоги, которые, прикрываясь великими целями, затянут приватизацию завода. Поэтому, если на пути встретиться собственник, я считаю, что было бы правильно этим вопросом заняться.

Сегодня нам важно сохранить не пакет акций, а имущество.

 «БН»: Активы «Черноморского судостроительного завода» очень привлекательны, и я не думаю, что братья Чуркины легко от них откажутся.

А.М.Сагайдаков: Я понимаю, что Чуркины будут бороться за предприятие. Я сейчас с охраной хожу, моя жена ходит с охраной.

«БН»: Какова судьба тех заказов, что были привлечены на предприятие господами Чуркиными? Есть ли у завода реальные заказы?

А.М.Сагайдаков: По заказам, которые были у господ Чуркиных - это буксир, который сейчас проходит ходовые испытания, это 4 штуки несамоходных барж, из которых построена одна. Деньги с заказчика взяты пятидесятипроцентным авансом и этих денег на предприятии нет. Эти деньги выведены с завода. Точно так же, для одного киевского предприятия  выполнялся заказ на изготовление металлоконструкций куполов и ферм. И опять таки, половины денег нет. Мы предлагаем всем перезаключать договора с ГАХК «ЧСЗ», осуществлять финансовый контроль. Все остальное - это переговоры ради переговоров. 

«БН»: Какова сейчас судьба заказа на изготовление барж?

А.М.Сагайдаков: Они заключались с какими-то структурами господ Чуркиных. Мы говорим этим компаниям, что мы не знаем, какие у вас отношения с Чуркиными и знать не хотим. Мы предлагаем этим предприятиям перезаключать договора с нами.

«БН»: Есть ли новые заказы?

А.М.Сагайдаков: На мировом рынке спрос превышает предложение на 30 %. Предложения есть всегда.  Когда я пришел на завод Меридиан, через неделю мы заключили контракт, через 2 – получили банковскую гарантию.  Кто хочет работать  - получает заказы, кто не хочет, тот не получает.

«ННГ»: Как вы можете прокомментировать позицию И.Н.Овдиенко, который вас считает агентурой Чуркиных?

А.М.Сагайдаков: У господина Овдиенко есть свой план для спасения завода в пользу польских арендаторов завода. Это значит, словами господина Овдиенко, что на Украине нет управленцев, поэтому давайте "сдадим" это предприятие полякам, которые будут зарабатывать деньги. Если мы возвращаем предприятие в государственную собственность, то взять в аренду у государства невозможно, это нужно делать либо с новым собственником, либо с Чуркиными.

Что касается комитета спасения ЧСЗ, то у меня вызывает удивление их приверженность каким-то политическим мотивам, а я считаю, здесь все достаточно просто и понятно – никакой политики.

Я предлагал Комитету, в том числе господину Матвееву, приехать и посмотреть, а не печатать сомнительные тексты в прессе. Никто не приехал, ни Матвеев, ни Овдиенко, хотя я позвонил Матвееву сразу после публикации и предложил приехать и задать вопросы, посмотреть предприятие. Я считаю, что люди должны приезжать и разбираться на месте. Тем более, что сейчас завод открыт для всех. Любой желающий может попасть на завод, поговорить с людьми, ведь в конце концов, ратовалось все за народ.

«БН»: Есть несколько позиций, по которым Чуркины обвиняют вас в прессе, как вы можете прокомментировать эти обвинения?

А.М.Сагайдаков: Я могу сказать, что после публикации в газете «Зеркало недели» к нам приезжали из Службы Безопасности Украины с проверкой. Я хочу официально заявить следующее -  публикации господ Чуркиных о ядерных реакциях на заводе, каких-то зенитных установках, про экологические катастрофы – это попытка посеять панику среди жителей Украины и заграницы. Когда уважаемое издание печатает всякий бред – это вызывает недоумение, по крайней-мере, непонятна позиция издателя. СБУ приезжала на завод «реагировать», но кроме недоуменных улыбок с нашей стороны ничего мы не смогли предъявить. Мы продемонстрировали место где, возможно, это могло находится,  там где господа Чуркины держат алюминиевый катер на подводных крыльях, который один делали для личных целей – вот и все что находится в этом месте. С точки зрения того, что разворовываются секреты государства – у меня есть официальный ответ СБУ – хранение документов и спец. изделий находится в удовлетворительном состоянии. Замечаний со стороны СБУ нет.

«БН»: Вы давали опровержение в «Зеркало Недели»?

Я считаю, что это должны делать спецслужбы, поскольку они были обвинены в бездействии. Выступать перед предвыборной кампанией в прессе, я считаю, неосторожно. Это может побудить те или иные политические силы раздувать это в свою сторону, либо против кого-то. Поэтому мы занимаем осторожную позицию, чтобы остаться политкорректными.

«ННГ»: Что б вы хотели пожелать николаевцам и корабелам на День города?

А.М.Сагайдаков: Я очень люблю город Николаев. Мне делали много предложений по смене жительства с очень серьезными финансовыми подрекплениями. Я очень люблю свой город, я являюсь его патриотом, я не могу без него жить, у меня тут очень много друзей. Я считаю, что наш город не заражен многими болезнями, которым подвержены урбанизированные города. У нашего города существует много традиций, которыми мы гордимся. А одна из самых главных – это судостроение.

У нас огромная, богатая, гордая история, которой мы гордимся. Каждый из нас испытывает гордость за наших предков. Я хочу, чтобы наши потомки испытывали гордость за нас. Я хочу, чтобы наша активная гражданская позиция горожан, профессионалов, просто обыкновенных честных людей была оценена потом, потому что давать оценку нашим действиям будут наши потомки.

Лично я стремлюсь, как можно больше настроить в этой жизни кораблей, судов, яхт. Я думаю, что когда мы оставляем после себя что-то важное и красивое - это вклад в гордость нашего города, его традиции.

Я призываю всех горожан помнить, что только наша гордость и верность традициям, воспитание наших детей, сделает нас почетными горожанами. Я бы хотел пожелать, чтобы у каждого была возможность сделать для нашего города что-то очень важное в этой жизни. С моей точки зрения, нет ничего более важного, чем гордость наших детей за нас. Я хочу пожелать, чтобы у каждого горожанина была возможность сделать что-то важное, чтобы наши дети нами гордились.

 

Беседовали Юрий Ицковский и Александр Диордиев

 


Автор: Business-News

Похожие новости

Комментарии

Комментарии читателей для данной новости отсутствуют.