Среди причин, которые вынудили Минтранссвязи пересмотреть ставки сборов, называют снижение реальных доходов от портовых сборов, значительные темпы инфляции и износ производственных фондов (около 80%). Предполагается, что ставки сборов в морских торговых портах Украины сохранят свой номинал, однако изменится сама валюта: вместо долларов США порты будут получать евро. Данные изменения должны поспособствовать повышению доходов морских торговых портов, что, в свою очередь, позволит выполнить поставленное правительством задание относительно увеличения поступлений в государственный бюджет и будет способствовать притоку инвестиций в портовую отрасль. Если принять во внимание, что годовой грузооборот украинских морских портов составит 123,7 млн. тонн, то доходы от портовых сборов увеличатся с 794,6 млн.грн. до 1152,2 млн. грн. – на 45%.
Справка
За период с 2000 по 2007 год фрахтовые ставки выросли на 100%. На сегодняшний день часть расходов на уплату судовых портовых сборов около 5% от стоимости фрахта, поэтому в Минтрансе считают, что портовые сборы, выраженные в евро при сохранении сегодняшнего номинала в долларах, не приведут к потере грузопотоков. Проекты нормативных актов относительно изменений тарифных ставок (Проект постановления Кабинета Министров Украины "О внесении изменений в Положение о портовых сборах", проект приказа Минтранссвязи "О внесении изменений в Сборы и платы за услуги, которые предоставляются судам заграничного плавания в морских портах Украины") в соответствии с процедурой направлены на согласование центральным органам исполнительной власти. Конкурентоспособность украинских портов по сравнению с другими портами Черного моря в связи с переходом к расчету ставок портовых сборов в евро не изменится, поскольку в российских портах размер портовых собраний приближен к украинским, а европейские порты уже перешли на евро без изменения ставок портовых сборов. Примером такого перехода могут быть румынские порты, в которых, начиная с 01.01.2006, все портовые сборы и платежи выражаются в евро. При этом ставки не изменились, что позволило сразу увеличить доходы на 20% (исходя из курса доллара США к евро на то время), а такой переход не привел к уменьшению грузопотоков.
|